Житие, иконы, именины и молитвы преподобного старца Льва Оптинского.
Из старцев, проповедовавших в Оптиной пустыни, вышло много учеников, которые стали известными священниками, грамотными и мудрыми проповедниками. Монах Лев стал первым Оптинским старцем и основателем пресвитерства в пустыни. Будущий святой и его последователи не только внесли неизмеримый вклад в развитие Русской православной церкви, но и просвещали и знакомили общество с учением Господа.
Биография преподобного старца Льва Оптинского
О жизни будущего пастора-старейшины мира известно немного. Его жизненный путь вел праведников к великой миссии, блестяще, но верно, по воле Божьей. Лев достиг высшей степени духовного развития и передал свое наследие ученикам и послушникам. Основатель Оптинского старчества был образцом послушания и смирения. Святой много говорил о провидении Господа, делился тем, что знал, с окружающими и полностью вверял свою судьбу в руки Всевышнего.
Происхождение
В 1768 (1772) году в семье простого купца Данилы Нагоркина в городе Калачеве родился сын. Родители назвали новорожденного Лео. Семья жила не в достатке, но это не помешало мальчику развить пытливый ум и приобрести высокие моральные качества.
Отрочество
Лео рос умным, любознательным и активным молодым человеком. Он не боялся работы, наоборот, старался делать ее быстро и старательно. У его отца не было собственной фермы, и возмужавший молодой человек устроился клерком к богатому торговцу, чтобы заработать на жизнь.
Рабочий, проявив трудолюбие и изобретательность, присущие его характеру, вскоре завоевал расположение торговца. В рамках своего магистерского дела Лев объездил многие российские города, изучая жизнь людей из разных сословий и классов. Во время службы ему приходилось общаться с представителями дворянства, купцов, солдат и всего городского и сельского населения.
Работа для молодого человека стала основой познания человеческой души. Природное любопытство, проницательность и хорошая память помогали будущему святому разбираться в проблемах и поведении людей.
Лев был рядом со своим хозяином. Купец настолько доверял работяге, что готов был отдать ему в жены собственную дочь. Однако молодой человек выбрал для себя иной путь и категорически отказался вступать в выгодный брак.
Житие в монастыре
Накануне своего 30-летия Лев решил удалиться от мирских дел и посвятить себя служению Богу. 1797 году молодой человек отправился в Оптину Пустынь, где ему предоставили место для проживания и работы, и где ему предоставили место для проживания и работы, и где ему предоставили место для проживания и работы, и где ему предоставили место для проживания и работы, и где ему предоставили место для проживания и работы, и где ему предоставили место для проживания и работы. В то время в монастыре проводились реставрационные работы, в которых принимали участие все братья. С энтузиазмом и рвением, свойственными его характеру, послушник усердно и не жалея сил трудился, как в труде, так и в молитве.
Через два года появилось желание ежедневной физической активности и духовных достижений. После физической болезни и перелома костей Лев был переведен в Белобережский монастырь под городом Брянском. Монастырь возглавил иеромонах Василий, известный исповедник, который искренне принимал послушников в братство.
В 1801 году Лев принял монашеский постриг и получил имя Лев. Он был немедленно рукоположен и через два дня стал священником. Отец Леонид проводил все свое время в труде и молитве, что снискало ему восхищение среди братьев. После тяжелой работы он продолжал работать без отдыха и еды.
Через три года аббат сложил свои полномочия, и монахам пришлось избрать нового главу. Иеромонах Леонид, исполнявший послушание во время выборов, был избран настоятелем монастыря.
Незадолго до назначения монахи литургического кабинета посетили монастырь Чорна, где встретились со старцем Феодором. В Теодоре он нашел духовного наставника, которого давно искал. Старец научил его мудрым молитвам и поделился с ним содержанием древних писаний и манускриптов. Это было именно то, что нужно праведному юноше для дальнейшего духовного роста.
Леонид, занявший должность настоятеля, пригласил Феодора посетить аббатство. Старец принял приглашение и стал его духовником. Монахи не расставались до самой смерти Теодора.
В 1807 году Теодора сломила тяжелая болезнь, после которой он поспешно удалился в уединение и безмолвие. Старец построил келью рядом с аббатством, где поселился вместе с Геросимонахом Креопой. Отец Леонид был мудрым настоятелем, но крупные задачи перегружали его. Стремясь к духовному росту, он сложил с себя полномочия настоятеля и присоединился к отшельникам. В камере праведники подавили схиму под именем Лев.
Монахи и православные часто приходили в лесные кельи, но это не способствовало личному приходу нового настоятеля монастыря. Отшельникам пришлось покинуть свое убежище. Гонимый Феодор удалился на три года в Переостровскую пустынь, а Лев и больной старец Клеопа перебрались в Валаамский монастырь.
Вскоре за ними последовал отец Теодор. За шесть лет, проведенных в монастыре, праведники духовно выросли, укрепились в вере и стали руководителями многих монашеских келий. Местный аббат увидел старших соперников. Клеопа умер в 1816 году, и Лев и Феодор переехали в Александро-Свирский монастырь, где оставались до смерти Феодора.
Оптина
После смерти своего духовного лидера Лев с последователем решили отправиться в Оптину, но у него не сразу получилось. Сначала святого не выпускали из монастыря. Затем он на шесть месяцев переселился в пустыню Скверна, где встретил своего верного спутника и будущего старца Макария.
Лев и его ученики прибыли в Оптину в 1829 году и стали духовными лидерами баптистской знаковой помощи. Старец поселился вдали от монастыря, рядом с монастырской пасекой. Здесь он обрел желанное уединение и смог принять не только братство, но и людей, в том числе женщин, которые хотели помочь.
Монах Кс обратился к старцу, и к нему стали прибывать паломники. Он много молился, принимал посетителей, исцелял физические и душевные недуги и занимался рукоделием. Между вечерней молитвой и утренним правилом он спал по три часа в сутки.
Лев обучал монахов чтению, читал Евангелие вместе с апостолами и разъяснял присутствующим суть и глубинный смысл православных текстов. Вечером братья шли в келью старца, чтобы послушать его проповеди; в 1836 году, по указанию епископа Карги, старцу пришлось покинуть монастырь. Лев был переведен в монастырь и не мог принять тех, кто там страдал. Однако люди по-прежнему находили способы встретиться с праведником, и он продолжал помогать им обращаться.
Кончина
Осенью 1841 года здоровье старца ухудшилось. Больной отказывался от лечения и пищи, принимая только таинства; с середины сентября он смиренно готовился к путешествию на тот свет, вознося молитвы и утешая окружающих его братьев и сестер. Старец Лев умер 24 октября с молитвами на своих святых устах.
Почитание в православии
Оптинский старец Лев был причислен к лику местночтимых Оптинских святых в 1996 году и к лику общецерковных святых в 2000 году. Мощи святого находятся в Оптиной в стенах Владимирского храма. Юбилей монаха Лео совпадает с 24 октября, датой его смерти. В этот день православные христиане отмечают именины с именем Лев.
Иконография
На иконе преподобного Льва Оптинского изображен старец в монашеском одеянии с длинными волнистыми волосами и короткой бородой. Святой держит развернутый свиток Библии, текст которого обращен к людям. Старец изображен на золотом фоне, что свидетельствует о его божественности, а над головой у него нимб — знак святости.
Перед иконой Святого Льва они молятся о помощи в решении мирских проблем, о здоровье и совете заблудшим, а также об упокоении душ самоубийц и тех, кто умер, не приняв крещения.
Творческое наследие
Сохранилось более 200 писем монаха Льва Оптинского, в которых он объясняет учение Христа и отвечает на вопросы о православном народе. Святой призывал к смирению, борьбе с унынием, страсти и обаянию, честному труду и настойчивости. Старец сказал, что Бог слышит молитвы, но не исполняет каждое желание верующих, так как знает, когда, кому и что дать.
Текст молитвы
Обращаясь к монаху Льву, верующие читают православные тексты, чтят светлую память старцев и поют службу Господу.
Ожидая помощи и заступничества святых, они произносят следующую молитву:.
‘О, премудрый глава Пресвятого Бога и собор Оптинских старцев, честный и прекрасно украшенный, богопросвещенный отец Лев! Как дети отцов, мы осмеливаемся принести тебе эту акафистную песнь, но не пренебрегай этим скромным приношением, как будто мы обязаны почтить не только песнь, но и твои деяния. Ты оставил нам богатство жизни, угодной твоему Богу. В них, как в зеркале, мы видим образ Отца Божьего в угодных Ему подвигах. Мы можем быть слабыми, чтобы подражать Тебе, но мы никогда не оставим Тебя ради лучшего. Под крыльями Твоих молитв мы полагаемся на Тебя, словно неудержимые, и взываем к Тебе. Злые страсти, гнездящиеся в наших сердцах, вселяют в нас бесов, которые постоянно борются, оказывая нам помощь, исполненную благодати, как если бы вы были сильны, изгоняя бесов еще при жизни и исцеляя все скрытые болезни и немощи. Сица, а до этого посетите нас своим духом и пастырскими молитвенными жезлами. Что касается нас, как добрых пастырей, призови нас к свирели твоего учения в Царстве Божьем. Там, после отдыха, мы соберемся вместе и будем славить Отца, Сына и Святого Духа до бесконечности. Аминь».