Творческое наследие жизни и епископов святого Киприана Карфагенского, икона
Христианское учение формировалось на протяжении веков. До сих пор оставались нерешенные вопросы в догматах веры, особенно в отношении единства христианской церкви. Труды святого Киприана Карфагенского оказали большое влияние на многих богословов, духовенство и мирян, начиная с третьего века и до эпохи Реформации.
Краткое жизнеописание святого
Епископ Карфагенский — одна из самых значительных фигур и просвещенных людей ранней христианской церкви, одинаково уважаемая католиками, православными и протестантами.
Происхождение
Киприан родился в Карфагене, столице римской провинции Северная Африка. Примерная дата — 200/210 год. Его отец был богатым и знатным римским сенатором, сторонником древних языческих богов.
Житие
У молодого человека были большие способности:.
- Аналитический ум ;
- Отличная память ;
- Развитый голос.
В карфагенской школе святой приобрел знания по философии, риторике. Киприан был прекрасным оратором, сопровождавшим свою речь выразительными и аргументированными высказываниями. Долгое время он преподавал риторику и выступал в качестве защитника в судебных процессах. Успешный адвокат заинтересовался христианскими верованиями в возрасте 40 лет.
Знакомые с логическими формулировками и построениями, киприане испытывали трудности с реализацией христианской доктрины. Большое влияние на него оказали работы Тертуллиана, одного из первых раннехристианских богословов.
Тертуллиан родился в Карфагене, в семье центуриона (командира крупного военного подразделения), как и на Кипре. Он изучал риторику и философию в Риме, затем вернулся в Карфаген, где принял христианство и был назначен в 200 году.
Основатель теологии в своих трудах отвергал возможность логического понимания библейского текста, считая, что он должен быть истолкован буквально. Тезис Тертуллиана о том, что чистая вера в Бога не может иметь логического обоснования, стал основой христианства.
Благодаря общению со старцем Кекири Киприан окончательно утвердился в христианской вере, получив статус ищущего в возрасте 46 лет и впоследствии приняв крещение. По словам святого, приобщение к христианству осветило его жизнь и успокоило его духовные страсти. В соответствии с христианской моралью он раздал свое имущество бедным, оставил свой богатый дом и примирился с Кекилой. Через год после крещения святой был рукоположен в пресвитеры. Затем он был утвержден епископами Карфагенской церкви.
Изменение власти римских императоров отразилось на их отношении к христианам: в 250 году началась первая волна гонений и попыток вернуть языческую веру. Киприан предвидел гонения и покинул Карфаген, распределив церковное имущество среди оставшегося духовенства.
После смерти императора пастухи вернулись в Карфаген, где сформировалась оппозиция. Причиной тому были разногласия по поводу отступников, которые хотели вернуться в лоно Церкви после окончания гонений.
Когда к власти пришел император Валериан, гонения на христиан повторились. После того как святой отказался приносить жертвы в языческих храмах, его сослали в Курбус (150 км от Карфагена), где он пробыл год. Здесь ему было открыто во сне, что его ожидает мученичество.
Через год пастух был возвращен в Карфаген, где его заставили вернуться к языческой вере.
Служение Богу
Святой активно участвовал в делах Церкви, подавая пример смирения, благочестия и божественной мудрости. Святой Киприан был прирожденным духовным пастырем. Скрываясь от преследований при императоре Деции, он не прерывал связи с общиной и обменивался с ней письмами.
Опасаясь смертной казни, некоторые представители высшего духовенства отреклись от христианской веры и приносили жертвы языческим идолам. После смерти императора епископы надеялись снова стать христианами, покаявшись перед исповедником (верующим, который не отрекался от Христа).
Святитель подал апелляцию, получив поддержку большинства епископов Собора251 , и указал на возможность принятия отверженного без покаяния Церкви и разрешения епископа.
Кроме того, в Риме при поддержке карфагенского духовенства была предпринята попытка сместить действующего епископа. Эти обстоятельства побудили святого написать догматические труды о единстве Церкви. Во время своей второй ссылки при императоре Уарелии святой Киприан посвятил себя написанию богословских трудов и писем.
Кончина
На втором суде Киприан снова отказался поклониться языческим богам и был приговорен к казни. В свой последний час святой проявил мужество. Он завязал себе глаза со словами «слава Богу».258 14 сентября 258 года он был обезглавлен. Ночью его тело было похоронено на частном кладбище; пять веков спустя святые мощи были перенесены во Францию.
Творческое наследие святителя
Святой Киприан — автор «Учения о единстве церкви», 12 трактатов, 65 писем.
Сочинения
Обширное богословское наследие иллюстрируется практической деятельностью епископа Кипра. По сути, он был духовным пастырем, а не богословом. На протяжении веков эпистолярные произведения святого считались образцами следования содержанию и форме изложения христианского учения.
Трактаты
Сохранилось двенадцать трактатов, которые оказали глубокое влияние как на духовенство, так и на мирян. Особого упоминания заслуживает трактат «О смертности» о чуме, когда больных оставляли без внимания. Рекомендации и обсуждения коснулись тех, кто вспомнил о милосердии к ближним.
Письма
Сохранилось 65 писем, написанных рукой Киприана. Из них 40 были написаны во время ссылки. Из них более половины были адресованы духовенству и пастве карфагенской церкви. Было написано 25 писем о возвращении отвергнутых церквей. Письма святых отражают актуальные церковные вопросы и являются ценными историческими документами.
Учение
Святой Кипириан задавался вопросом, в чем заключается единство Церкви. Он изложил учение о доктринах Ветхого и Нового Заветов. На ранних этапах (до третьего века) единство христианской церкви определялось по двум признакам: наличие избранной соборной общины из нескольких епископов, соблюдающих религиозные обряды.
Святость избранных религиозных деятелей была подтверждена рукоположением епископов из других общин. Таким образом, внутреннее единство разделенных общин было сохранено.
Главной объединяющей силой христиан считался Святой Дух, под влиянием которого в общине формировался дух братской взаимопомощи и любви. В то же время со стороны верующих должно быть искреннее желание следовать этим правилам.
Поскольку общины были расположены на значительном расстоянии друг от друга, визуально невозможно было определить границы церквей. Не было единого центра, которому следовали бы все верующие. У различных богословов были свои теории понимания Библии. Споры о характере вероучения решались на вселенском соборе; жестокие разногласия в начале IV века вызвали раскол в жизни Церкви.
Святой Киприан создал учение о единстве Церкви и призвал к главной объединяющей силе епископов, назначенных Богом. Первым епископом, назначенным Иисусом Христом, был апостол Петр. Это является догматическим основанием для учения о единой Церкви. Последующие епископы были его преемниками, и благодать Божья перешла к ним. За пределами власти и силы апостола Петра епископы следовали только за Богом.
Престол мог занимать только один епископ. Суть учения заключается в том, что любой, кто не подчиняется епископу, считается еретиком и грешником. Римско-католическая англиканская церковь организована по этому принципу. Некоторые пункты использует Православная церковь в своей церковной практике.
Согласно святому Киприану, институт англиканской церкви (иерархический аппарат) предназначен для сохранения единства истинной Церкви. Он является барьером, отделяющим истинную вселенскую Церковь от мнимых подражателей.
Истина определялась по нескольким критериям:.
- Истинное кредо ;
- Следование указаниям Нового Завета.
- Постоянное общение между церковными общинами.
Святой Киприан был сторонником логики, дисциплины и порядка, что нашло отражение в его учении. После его завершения Единая Истинная Церковь объединяет епископов во главе с руководством. Только эти верующие имеют право получить Святого Духа и дар вечной жизни на небесах. Епископы имеют право отлучать людей от Церкви за грех.
Значение в православии
Святой мученик Киприан был первым богословом, который нашел ответ на до сих пор нерешенный вопрос: как объединить все христианские церкви? Святой почитается как величайший учитель Церкви на Западе и Востоке. Честь формулировки продолжает привлекать его к изучению своего труда.
Предложенная им идея о том, что после принятия веры Христовой Святой Дух изменяет земную природу каждого человека, не нашла подтверждения на практике. Несмотря на идеализацию, творчество святых свидетельствует о высшей силе духа и разума.
Иконография
На иконе святой Киприан изображен в епископском облачении, с книгой в левой руке, благословляющим молитвы правой.
Почитание
В православной церкви память святого мар-церковника совершается 13 сентября (31 августа).