Пророк Аг, пророчество и иконография биография и поклонение, молитва
Библейские пророки — это ветхозаветные святые. Христианская церковь почитает их как глашатаев воли Господа. О ветхозаветных пророках известно, что Агни, говоря от имени Бога, убедил евреев продолжить строительство храма в Иерусалиме, который был разрушен царем Египта 70 лет назад. Самые известные пророчества вошли в Танию (еврейскую Библию) и Ветхий Завет.
Биография
Хагай (Агргей), одна десятая часть из 12 малых ветхозаветных пророков, родился в Вавилоне в семье священников колена Левина. Никаких сведений о характере пророка не сохранилось. Малые пророки — 12 еврейских писателей, из которых названы 12 пророческих книг этого имени. ‘Малые’ — Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил, так как объем книг меньше, чем у четырех великих ветхозаветных пророков.
Иудейское царство с 600 года до н.э. находилось под вавилонским владычеством. Бунтующие евреи неоднократно поднимали восстание. Вавилонский царь с Навуходоносором II ворвался в Иерусалим, разрушил храм Соломона и захватил огромное количество пленных, включая предков будущих пророков.
В 539 году до н.э. персидский царь Кир, ставший правителем Вавилона, разрешил евреям вернуться в Иерусалим. Среди тех, кто вернулся на родину, был Агунгуйех, который стал пророком на своей родине. Агург проповедовал евреям о Божьем уважении к завету и достижениях в восстановлении разрушенного храма.
Вернувшись в Иерусалим, иудеи с нетерпением принялись за восстановление дома Божьего. Однако их энтузиазм вскоре угас, и они предпочли сначала оборудовать свои жилища. К их нежеланию добавились обвинения оскорбленных самарян, которые стали препятствием, и иудеи не разрешили строительство храма. Иудейский царь Зовел, полагаясь на пророческие речи Аг, заставил подданных заняться строительством; благодаря Аггею новый храм был построен через четыре года. 520-516 ГГ. ДО Н.Э.
Аггею приписывается первое прославление Бога «Аллилуйя» в воскресшей Церкви.
Святой был уважаем и любим (его имя в переводе с еврейского означает праздновать). После смерти он был похоронен рядом со священником.
Дни памяти
Годовщина ветхозаветного пророка Агунге — 29 декабря.
Почитание пророка Аггея на Руси
В православных службах книга святого не упоминается; декабрьская служба включает прославление пророка Агге.
Книга пророка Аггея
Пророческие речи Аггея собраны в десятой книге Двенадцати малых пророков, содержащихся в Танахе (еврейской Библии) и Ветхом Завете. Эта книга датируется 520 годом от Р. Х. Смысл и значение пророчества заключается в том, чтобы побудить евреев вернуться из плена и восстановить Храм, который сначала был разрушен. Устами пророка Бог обещал славу восстановленному храму.
Пророчества святого Аггея
В своей первой речи святой убеждает евреев продолжать строительство Дома Божьего. Она написана в форме спора между народом и владыкой Сававовым. Евреи сначала говорят, что мы должны отстроить их дом, а потом только приступить к дому Господню. Агрг от имени Саваофа спрашивает: «Что такое дом Божий? Когда дом Божий будет разрушен, как они будут жить в нем? Далее он говорит, что без благословения Господа у евреев не будет процветания в жизни.
Во второй речи проповедник обращается к евреям, которые помнят Храм Соломона и понимают, что восстановить его в прежнем качестве невозможно. Они сомневаются, будет ли Бог удовлетворен скромным зданием? Пророки ответили им, что Бог Саваоф предсказал огромное воздействие, после которого появится ожидаемый всеми Мессия Христос. Слава Второго Храма в Иерусалиме превзойдет славу Храма Соломона, потому что там находится дух Творца.
Третье пророчество Агнгея дает дополнительное обоснование того, почему строительство храма должно быть завершено в кратчайшие сроки. Он утверждает, что без храма было бы невозможно совершать ритуальные службы, например, жертвоприношения для очищения. Таким образом, все евреи не имеют Божьего благословения, потому что они не являются нечистыми, так как они не стали бы этого делать. Их молитвы не достигают Бога. Воскрешение Храма позволяет получить благословение на все дела. Нечистота означает, что агриси подразумевает постоянный контакт в жизни с язычниками, что требует от евреев очищения.
В четвертом пророчестве Аггей обращается к иудейскому царю Зобавелю. Во имя Бога он обещает правителю небесное покровительство и заступничество, когда строительство храма будет завершено. Божественный промысел сохраняет избранную царскую семью, из которой придет Мессия.
Иконография
Иконография кагаи соответствует иконографии традиционного пророка. Он одет в тунику и гиматий и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, а в правой — жест благословения. С точки зрения возраста, его представляют как молодого/среднего возраста, темноволосого, небритого человека или длинноволосого старика с округлой бородой.
Первые изображения относятся к X-XI веку. На ней Кагай молод и полон энергии. В более поздних произведениях, XIV-XV века — это величественный старец с седыми волосами. Икона — полудлина, полная длина, три четверти.
Молитвы
Тропарь пророку Аггею, глас 2
Господи, память Твоего пророка Аггея празднуется/ Так мы молим Тебя// Спаси наши души.
Кондак пророку Аггею, глас 4
Твое чистое сердце, просвещенное Духом, / Будет пророчеством светлейшего друга: / Видеть больше, как будто оно существует так же далеко, как настоящее; / За тебя мы чтим, / Блаженный пророк Аггей славен.