Преподобная Елена Сербская, икона сербской жизни и святой царицы, текст молитвы.
Средневековый период окутан ореолом мрачной тайны. Это сложное время, когда христианство начало утверждаться на территории многих европейских стран. Путь к становлению религии полон взлетов и падений. История знает немало примеров, когда праведная жизнь различных правителей удостаивалась обожания и народной любви. К такой категории имен относится имя Елены Сельбукой, королевы Анжуйской, которая вместе со своим мужем стояла во главе Сербии.
Биография святой Елены Сербской
Елена Сельбукая родилась в первой половине XIII века. Историки называют местом рождения итальянские земли, но достоверной информации об этом нет. Будущая королева принадлежала к знаменитому роду французского правителя Карла Анжуйского. Впоследствии была найдена и опубликована переписка между Карлом I, Карлом II и королевой Сербией. Среди прочих имен, французские правители называли ее «сестрой».
Она была католичкой и хорошо выучила несколько языков. У ее родителей была возможность дать дочери хорошее воспитание, но больше о них ничего не известно. Историки склоняются к общему мнению, что семья девушки была богатой и знатной, но не принадлежала к правящей элите Италии; к 1250 году Елена стала девушкой, которую мечтал сделать своей женой каждый принц определенного возраста.
1255 год стал для девушки началом новой жизни. Из родной страны она уехала в Сербию, где вышла замуж за князя из правящей династии сербского короля Стефана Уроша, мудрого и образованного правителя. Он привел Сербию к беспрецедентному экономическому подъему. Внутри страны король поддерживал идею централизации власти. Он был православным христианином и пытался захватить власть в Сербской церкви.
Елену Сербскую Анжуйскую часто путают с Еленой Петровной Сербской, сербской принцессой, которая вышла замуж за члена семьи Романовых. Несмотря на похожие имена, это две разные женщины. Сербская княгиня жила в XX веке и пережила своего мужа на несколько десятилетий. Иоанн Романов погиб потому, что принадлежал к царской семье, был зверски казнен большевиками и относится к категории святых мучеников.
Жизнь почтенной королевы описана Даниилом, архиепископом Сербии. Он был в тесном контакте с семьей королевы, поддерживал с ними связь и помогал организовывать благотворительные мероприятия.
Согласно записям Даниила, у Елены Анжицкой был удачный брак. Ее муж был ее другом и коллегой. Во время замужества Елена должна была перейти в православие. Несмотря ни на что, Елена всю жизнь поддерживала католический приход на своей новой родине.
Королева Елена положительно отзывалась о церковных союзах, вела беседы со своим мужем, Наставником, и много общалась со своими детьми. Она говорила со своими сыновьями Драгутином и Милутином о христианстве и сказала, что брат-христианин должен понимать другого брата. Это свидетельство мудрости и ума царицы, которая была беззаветно любима своим народом.
Годы правления ее мужа и отца Уроса были мирными. Горе королевы Елены началось, когда ее сыновья выросли и стали соперничать с отцом за трон. Ситуация расстроила мать, и она попыталась разрешить конфликт, но безуспешно.
Драгутин собрал войско и отправился к отцу; Стефан Урош был разбит и впоследствии удалился в монастырь. Там он обрил голову и жил как монах до самой смерти. Урош был похоронен в святом монастыре, основателем которого он был. Его жена Елена и их сыновья сопровождали его на погребение.
После смерти мужа Елена Сербская начала совершать добрые дела. Благодаря этой деятельности она стала любимой королевой народа. За годы управления большими участками земли, выделенными Драгутином, Елена успела построить несколько церквей, монастырей и школ. О ее миссионерской работе написано много книг. Главными преимуществами были строительство школ и внимание к образованию молодого поколения.
С ее помощью была построена богадельня. Святая всю жизнь помогала бедным и не могла видеть, как люди, не имеющие собственного угла, спят на улицах.
Под руководством монахов была построена школа для молодых девушек, в которой преподавали лучшие учителя. Елена старалась улучшить качество жизни своих подданных, она делала все, чтобы простые люди имели возможность молиться в храме и вести правильный образ жизни.
К 1300 году Елена решила стать монахиней; заблаговременно был построен Градатский монастырь. Выпускники стали отдушиной для старых королев. Для работы над строительством были приглашены европейские архитекторы. Архитекторы и мастера построили стены монастыря. Его архитектура стала сочетанием лучших инженерных идей того времени. Своим характером строение обязано сочетанию различных стилей и продвижению особого подхода в строительстве. Именно там она начала оправдывать свое имя, приняв ортодоксальную религию Елизаветы. Пастор умер от старости. Ее смертное ложе окружали ученики, компаньоны, сыновья Милутина и посланцы Драгутина.
Почитание в православии
Службы проходили в Граденаском монастыре, и мощи царицы остались там. Через три года после смерти Елены она явилась к настоятелю монастыря с просьбой открыть ее ко для паломников. Эта просьба была передана архиепископу Павлу. Архиепископ Павел специально приезжал co стороны и убедился, что мощи три года оставались непроницаемыми.
Мощи были перенесены в раку и оставлены в главном зале храма под иконой Спасителя. Центром поклонения по-прежнему является городской монастырь. Местные жители называли его «святым».
Днем почитания королевы было 12 ноября, день почитания, совмещенный с памятью ее сыновей — святых Мильтина и Драгутина.
Не упоминается отдельное сообщение со Святой Еленой. Он упоминается во время службы, посвященной королю Милутину. В то же время существует множество молодых текстов, в которых простые православные люди обращаются к святому.
Иконография
Главная знаковая фигура — сын Елены. Она изображена рядом с Миртином, мать которого Королёва смогла воспитать уважаемых правителей и посмертно была возведена в ранг святых. Этого титула удостоилось небольшое количество средневековых королей.
Оба сына, с матерью в центре, изображены на популярной иконе «Апостолы Петр и Павел». На писаной иконе и фресках монастыря Елена изображена монастырской царицей. Ее одежда напоминает нам о богатстве правителей Сербии. Корона на ее голове.
В независимом полотне королева предстает как правительница. Она носит дорогие одежды, а ее голова украшена драгоценностями. Молодым девушкам принято дарить маленькую икону Елены. Это карманные изображения ручной работы. Жемчуг в ее волосах делает полотно более элегантным и утонченным.
Как правило, в отдельно стоящей иконе царица держит в одной руке крест, а другую руку поднимает в благословении. Детали изображения подтверждают глубокую наполненность жизни правительницы, ее веру в Господа и неутолимое желание донести послание веры до всех окружающих.
О чем просят перед образом
При жизни королева Сербии заботилась о бедных, нуждающихся и одиноких. Принято спрашивать ее о многих вещах. В большинстве случаев молитвы посвящены просьбе о даровании благополучия семье.
К сербским царицам обращаются в разных молитвах.
- Они просят ее быть как мать для своих детей. Она защищает ребенка, помогает направить его на правильный путь и ведет его к разуму.
- Они умоляют подарить им детей. Женщины со всего мира, которые не могут зачать ребенка, едут к реликвии. Прикосновение к раку дает им мир и смирение.
- Женщины стремятся к хорошему мужу, счастливой и спокойной семейной жизни. Тем, кто уже состоит в браке, пастор помогает улучшить атмосферу в семье.
Перед лицом они обращаются за исцелением к родственникам и друзьям. Святые особенно милосердны к тем, чьи родственники неизлечимо больны. Помогает облегчить страдания перед смертью.
Монахини горячо любят Святую Елену, преклоняются перед своим руководителем, верят в свои силы и вдохновляются ее примером благочестивой и праведной жизни.
Тропарь
Скрепя из страны/ Святой и злобной печали/ Добрых верований если/ Благополучие принцесс утончено . Я молю всех/ Даровать мир вселенной// И спастись сынам Словении.