- Полезны также жития святых мучеников Бориса и Глеба, их иконы и молитвенные тексты
- Краткое жизнеописание братьев
- Убийство Бориса
- Убийство Глеба
- Версии
- Значение благоверных князей в православии
- Почитание святых мучеников
- Русские чудотворцы
- Память в роду князей
- Почитание в зарубежье
- Иконография
- О чем просят святых страстотерпцев
- Текст молитвы
Полезны также жития святых мучеников Бориса и Глеба, их иконы и молитвенные тексты
Борис и Глеб были русскими князьями, сыновьями Владимира и внуками княгини Ольги. Имена, с которыми они вошли в православие и историю Руси, были даны князьям при рождении. При крещении их назвали Роман и Давид. Святые Борис и Глеб канонизированы как мученики. Согласно общепринятой версии, князья были убиты своим братом Святополком с целью захвата власти. Они почитаются православными и католиками как пример смирения перед страданиями. Братья считаются покровителями русских правителей.
Краткое жизнеописание братьев
Житие святого относится к 10-11 веку. Он известен из древнерусских летописей и легенд. Борис и Глеб были из династии Рюрика по отцовской линии. Князь Владимир отнял византийскую принцессу Анну у ее брата Ярополка и взял ее в жены. Анна была беременна; Святополк был сыном Ярополка, а Борис, Глеб и Ярослав — сыновьями Владимира. Великий князь не любил сына, родившегося у его брата. Этим объясняется жажда Святополка убить всех своих братьев и стать единственным правителем Руси. По другой версии, мать Бориса и Глеба — неизвестная женщина из Болгарии.
Братья были воспитаны в христианской традиции. Борис, самый старший, любил читать жития святых и Библию. Он благочестиво старался идти по их стопам и молил Бога послать ему возможности для совершения великих дел во имя Его. Глеб рос вместе с братом, разделяя христианские принципы, и любил слушать, как Борис читает Библию. Братья относились к бедным и больным с милосердием и добротой.
Борис правил Ростовом. Его подданные уважали его за мудрость и заботу о благочестии народа. Его женой была датская принцесса. Глеб отправился к маврам по приказу отца. Однако языческие горожане восстали против православного князя. Глеб жил за стенами города и не мог войти.
Убийство Бориса
События, приведшие к смерти братьев, начались в 1015 году с болезни Владимира. Великий князь выбрал Бориса среди других своих сыновей. Согласно легенде, он хотел сделать его своим преемником, вопреки правилам старшинства на троне. Борис приехал в Киев навестить больного отца. В это время до него дошли вести о нападении печенегов. Владимир поручил Борису разобраться с врагом. Молодой принц и его свита прибыли на место битвы, но никого там не нашли.
На обратном пути, у реки Альта, Борис получил извещение о смерти великого князя Владимира. Он также узнал, что Святополк самовольно назвал себя новым правителем Руси, но предложил Борису свою дружбу и поддержку за увеличение земельных владений.
Бойцы протестовали и призывали Бориса отправиться в Киев, чтобы вернуть себе власть. Однако молодой принц отклонил их предложение. Он доверился брату в его дружеских намерениях и поэтому уступил престол Святополку. Воины остались верны Владимиру и отправились в Киев. Борис остался в палатке на берегу реки с несколькими помощниками. Там ростовский князь был схвачен убийцами — боярским толмачом и его нижегородской дружиной.
Борис приготовил постель и молился, переполненный скорбью по отцу и сомнениями в честности брата. Когда он лег спать, убийцы вошли в его шатер, вооруженные копьями. Слуга Джордж пытался защитить принца, но их обоих закололи ножом. Борис умер не сразу. Боярин завернул его в ткань и отвез в Киев. В столице, в своем домашнем зале, его прикончил ударом меча в грудь слуга Варяга. Князь Борис был тайно похоронен в Вышгороде. Он уважал святость семейных уз и смотрел на своего брата как на отца, поэтому не поддавался внутренней вражде.
Убийство Глеба
Князь Мромский получил известие о смерти своего отца Бориса и произволе Святополка от своего брата Ярослава. Глеб находился недалеко от Смоленска. Ярослав посоветовал ему не возвращаться в Киев, чтобы не стать жертвой убийства брата; Святополк, возможно, подумал, что Глеб жаждет мести.
Князь Муромский умер почти так же, как и Борис. В глубокой печали он плыл в лодке по реке Смядин. Когда лодка была захвачена убийцами, Глеб молился за отца и братьев. Слуги были напуганы внезапным нападением. Принц был удивлен. Руководитель посланника заставил повара убить Глеба. Согласно жизнеописанию святого, слуга не оказал сопротивления нападавшим, потому что ему было запрещено прикасаться к оружию принца.
Тело Глеба положили в выдолбленный бревенчатый гроб и похоронили на берегу реки ниже по течению от Смоленска, рядом с местом убийства. В жизнеописании святого описана и другая судьба тела принца — его бросили на берегу. Мощи лежали неразложенными, а по ночам с этого места доносились молитвенные песнопения.
Князь Борис встретился со своим убийцей в ночь на 24 июля, а Глеб был убит 5 сентября. Когда Ярослав взошел на престол, он приказал перенести тело князя Мурома с берегов реки Смядин в Вишгород. В Вышгороде братья, невинно убиенные, покоились возле церкви Василия Блаженного.
Версии
Ответственность за смерть князя лежала на Святополке. Поскольку крестьяне и воины уважали ростовского князя, он видел в Борисе соперника в борьбе за власть. Однако неоднозначную роль в борьбе за власть сыграл его брат Ярослав, который позже взошел на престол под прозвищем Мудрый.
История Варяга рассказывает о борьбе между русскими князьями Яриславом и Бориславом. Историки рассуждают о героизме князя Ярослава и Бориса. Согласно саге, Борис был убит наемными варягами по приказу Ярослава. Однако возможно, что в рассказе упоминается Святополк, но его путают с польским королем Болеславом, с которым у них был союз.
Русские летописи подтверждают версию, по которой Ярослав был причастен к смерти святого князя; только Борис и Глеб поддержали Святополка. Остальные братья, Мстислав и Брячислав, согласились с Ярославом, что диктатор должен быть уничтожен. В первую очередь, Святополку имело смысл убить одного из враждебных братьев. Однако его союзник был убит. Версия осталась непризнанной, потому что мудрый Ярослав наказал Святополка за злодеяние и сделал все, чтобы имена пострадавших братьев помнили с уважением.
Борис и Глеб были первыми святыми Руси, признанными Вселенской церковью Константинополя. Князь Владимир Святославович и Ярослав Мудрый были позже канонизированы.
Значение благоверных князей в православии
Канонизация русских князей приобретает особое значение, если принять во внимание неофициальную версию событий 11 века. Хотя точная дата не установлена, почитание Ярослава Мудрого как святого началось именно при нем. Борис и Глеб причислены к мученикам и страстотерпцам. Лики святых объединяют христиан, убитых христианами без сопротивления. Существуют параллели между их судьбой и гибелью Романовых. Князья безвинно пострадали в гражданской войне. Люди исцелялись с помощью мощей святых, поэтому их стали уважать как чудотворцев и целителей. Для потомков князей они стали покровителями и рассматриваются как защитники русских земель.
Борис и Глеб действовали в соответствии с христианским законом, но вчерашние росичи еще не были известны. Братья показали пример высшей любви. Как сказано в первом послании от Иоанна, всякий, кто говорит, что любит Бога, но поднимает руку на брата своего, лжец. Они предпочитали умереть быстро и не сражаться со своими братьями. Вы можете убить тело, но душа бессмертна. Величие святых князей в том, что они не отвечали злом на зло, но примирялись перед волей брата.
Если князья восстанут против Святополка, они не будут удостоены таких почестей, как небесная благодать или вечная память. Однако князья пожертвовали своими жизнями, чтобы защитить мир; Святополка сравнивают с Каином. Его постигло возмездие в виде стерилизации. После поражения в битве с мудрецом Ярославом, Святополк скрывался в Польше и не смог найти убежища. После его смерти его гробница считалась нечистой. Убитый им принц символизирует Божью кару.
Победитель не всегда побеждает. Подтверждение этому есть в истории Сербии, когда царь Лазарь получил откровение от Бога. Если он побеждает, то правит на земле; если проигрывает, то правит в небе. Лазарь выбрал вечные небеса. Победа может обернуться поражением. Борис и Глеб — сильные воины. Подобно Лазарю, они знали, когда использовать свое оружие, а когда умереть с ним.
Почитание святых мучеников
Начало культа князей на Руси связано с тремя событиями.
- Перенесение тела Глеба из района под Смоленском в храм Василия Блаженного, могилу брата.
- Киевская столичная инициатива Иоанна I.
- В их честь был освящен пожар в церкви Василия Блаженного и перенесение мощей братьев в новую церковь.
Князья были канонизированы до начала XII века; в конце XI века частицы их мощей уже были отправлены в Чехию. Католики также почитают святых князей. В католическом списке святых они упоминаются как Роман Русский и Давид Польский.
Русские чудотворцы
В XII веке была составлена служба святым, в тексте которой подчеркивается сила целителя: один вишгородский юноша страдал от пули. Он молился у гроба святого князя, и они пришли к нему во сне. Чудотворцы скрестили ноги молодого человека. Утром он проснулся исцеленным.
Еще одно чудо произошло с человеком с одной ногой. Его ноги были доведены до колен. В видении святой князь вышел из алтаря церкви. Мужчина увидел их и упал в бессознательном состоянии. Люди отправили его обратно в церковь, где он увидел, как выросла часть его ноги. Слепой увидел, что святой молится ему. Братья явились ему во сне, перекрестили свои глаза, и он начал видеть.
Князья наказали работника, который не захотел идти в церковь в праздник Святого Николая. Два белых всадника вытащили ее из дома за руку, а дом разрушили. У работницы отняли руки; три года она скиталась, пока не пришла в церковь святых князей. Женщина провела ночь на стенах храма. Во сне к ней явился брат и подарил ей кольцо. На утреннем богослужении женщина была исцелена.
С невежественным варягом у гроба князя случилось чудо. Он стоял там неуважительно по отношению к ней. Внезапно из земли вырвался огонь и опалил ноги Варанга. Окружающие братья помогали болящему старому мангмонту в его камере. Старик страдал от болей в желудке и не мог встать с постели, но очень хотел выпить. В течение нескольких дней к нему никто не приходил. Монастырь был затоплен, и монахи вычерпывали воду. Старцы молились Борису и Глебу. Вдруг в келью вошли два монаха ks и стали спрашивать, что с ним. Монахи спросили, кто они такие. Гостя звали братьями Ярослава. Когда монах ушел, старец понял, что его посетил святой.
Память в роду князей
Последующие правители кланялись мощам марских священнослужителей; Рюрик Ростиславович и Александр Невский выиграли битву благодаря их заступничеству. Они появились на челне во время битвы между невским Борисом и глебовскими шведами. В честь великих деяний и памяти святого собралось русское княжество, и князья исполнили свой долг друг перед другом. Во имя братьев сохранился мир РУС.
Те, что принадлежали князьям, хранились как реликвии. В церкви Святых в Вишгороде находился меч Бориса, но владимирский князь Андрей Боголивский, сын Юрия Долгорукого, взялся за оружие. В 12 веке монголы разрушили церковь. Они не нашли реликвий, погребенных под плиточным щебнем.
В княжеских семьях именами святых часто называли детей: сыновей Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголивского и Ростислава Смоленского. В честь убийства братьев были построены церкви на реках Альта и Прима. Впоследствии здесь обосновалась монашеская община. Храмы и монастыри во имя святого строились по всей России. Самые известные монастыри до сих пор процветают: Новотржский и обязательно монастырь Перславля Залесья.
Почитание в зарубежье
В других странах также известен святой мар церковников:.
- Греция — под именем Романа и Давида, они упоминаются в сборнике «Пролог» о жизни и учениях.
- Византия — В Константинополе написали иконы святых и построили храм в их честь.
- Армения — История святых Давида и Романоса была прочитана в Мини.
День молитвы и памяти святых есть в сербских и болгарских молитвах 13-го и 14-го веков. Бориса и Глеба вспоминали по новому стилю 24 июля — 6 августа. Постепенно их праздник стал отмечаться строго торжественной службой с полиелеем; в XII веке братьям стали петь специальные гимны. Текст службы был написан митрополитом Киевским Иоанном: если до XV века в гимне упоминалось имя Святополка, то в более поздний период авторства Рогофетского пакомия нет.
Иконография
Первые изображения святого были написаны по приказу Ярослава Мудрого. Они были изображены на сделанных на заказ крестах. Позже сформировалась иконография. Братья были нарисованы вместе, в полный рост. Происхождение принцев выдавали мех, красный макинтош и шапка, отороченная мечом. Иногда святой держит в руках крест. За основу для написания образа было взято описание внешности Бориса из легенды о князе.
- Высокий рост ;
- Круглое лицо ;
- Широкие плечи;
- Тонкая талия.
Также упоминается веселый нрав и юный возраст принца. Он умер в возрасте 25 лет. Легенда не дает сведений о внешности Глеба, поэтому муломский князь походил на своего брата. Общие признаки включают длинные волосы и чистое лицо без бороды. Чтобы подчеркнуть молодость князя, иконописцы использовали особый прием — удлиняли фигуры. Святой кажется воздушным и уязвимым.
Лицо святого превратилось в молитву. На некоторых иконах братья слегка поворачиваются друг к другу, как будто разговаривают. Одиночные иконы встречаются редко. Списки составлялись по тисненым портретам на серебряных пластинах, покрытых ракой; в 14 веке появились живые иконы князей. Особое внимание иконописцы уделяли лицу. Образы наполнены кротостью, скромностью и нежностью. Помимо фигуры князя, они изображают чудеса, совершенные им.
Согласно византийской традиции, святые изображались на лошадях. Иконописный стиль возобладал после побед над монголами в XII веке. Также прослеживается влияние образности Георгия Победоносца Димитрия Солунского. Святые молились о заступничестве в битве и победе над своими врагами. Таким образом, на иконах они принимали воинственный вид защитников.
В другом типе выделяется икона святых, на которой изображен городской управитель. На изображении представлен Иисус Христос в облачном сегменте на голове братьев. Их помощи приписывают спасение Каргополя от пожара. Чудо посвящено иконе 18 века. В одном из ее списков одежда была изображена в киновари как символ братьев и кровавой жертвы Христа.
О чем просят святых страстотерпцев
Кристиан обращается к принцу с просьбой:.
- Пошли нам мудрого правителя.
- Укреплять православную веру.
- Защитите их от врагов.
- Устранить бедность и голод.
- Исцеление от горя и уныния.
- Предотвращение внезапной смерти;
- Регулирует войну.
- Отгоните гнев и ненависть.
- Устанавливает мир в государстве.
Святых братьев просят молиться Господу о прощении грехов и исцелении недугов ног и глаз.
Текст молитвы
О, святые гномы, братья прекрасные, братья церковные Борис и Глеб обновленные, от юности Христа верою, служением чистым и любовью, кровью Его украшенные, как пунцовой, ныне со Христом государем! Помяни нас на земле, но защити нас всех от всякого представления неверия и нечистоты, никогда от всякого представления неверия и нечистоты, как теплицы Интерсессора, своим сильным ходатайством перед Христом Богом, защити нас всех в нашей молодой вере к Святому Веду и чистоте, всякую скорбь, подстрекательство И укротите всю враждебность и гнев, поведение демонов, созданных из соседей и пришельцев, впадающих в бесплодную смерть. Молим вас, христолюбивые братья-церковники, просите всех нас, всех нас, всех нас, об отречении от грехов наших, о единодушии и здравии, о спасении от иноземных захватчиков, внутренностей, язв и гладов. Заступись за нас (за этот город) навеки в святую память Твою. Аминь.