Нестандартные иконки: описание и сравнение со стандартными иконками, правила изображения

Описание нестандартных иконок, отличия от стандартных и сравнение с ними.

Существуют принципиальные различия между западными и восточными церковными изображениями на религиозные темы, которые можно разделить на стандартные и нестандартные иконы. Православная иконография условна и поэтому сосредоточена на духовном общении верующего с высшими силами и святым. Католическая иконопись ближе к живописи, так как отражает отношение художника к своей работе.

Что такое иконописный канон?

Канон» по-гречески означает «правило» или «норма». Иконопись Канон — это свод правил, художественный прием, необходимый при создании иконы. В церковном понимании это означает отображение изображения в соответствии с сюжетом, через который представляется внутренний смысл иконографии.

Правила изображения святых

Основным приемом размещения фигур в православных иконах является фронтальный поворот главного героя. Даже когда они стоят лицом друг к другу, их лица на три четверти обращены к человеку, просматривающему изображение. Второстепенные и отрицательные персонажи изображены в профиль.

Стандартные соглашения зависят от характера графика изображения.

Нормы изображения включают:.

  • Христос
  • Богородица ;
  • Ангелы
  • Святые
  • Праздники.

Самые строгие предписания касались Иисуса Христа. Он может быть изображен один или в окружении святых.

Его внешний вид должен соответствовать библейскому описанию.

  • Среднего возраста
  • С черными волосами;
  • С небольшой бородой;
  • Великолепный внешний вид;
  • Его правая рука поднята в жесте благословения.

Неканоническая икона

Изображение следующее.

  • Голова
  • Плечи.
  • На талии ;
  • В полный рост.

По обе стороны от головы Иисуса Христа должны быть написаны буквы I. Хр. Ореол уничтожен крестом, чтобы напомнить нам о жертве, принесенной за человечество.

Иконография образа Божьей Матери более разнообразна, чем иконография образа Сына Божьего. Набор типов изображения Богородицы сгруппирован в восемь сюжетов с различными композициями и персонажами.

Виды девственных икон :

  • Полный рост (Оранта) с поднятыми руками и ребенком на груди.
  • Благословение младенца на руках со свитком (Одигитрия).
  • Нет сына рядом с архангелом Гавриилом (Благовещение).
  • Мать и сын касаются щеками (Элеуса).
  • Она восходит на трон вместе со своим сыном (Панаранта).
  • Мать кормит сына грудью (молочная железа).
  • Богоматерь со взрослым Иисусом и Иоанном Крестителем (Деисус).
  • Лежит в постели рядом с 12 апостолами и над головой Иисуса Христа (Успение).
  • Одиночка (портрет).

Неканоническая икона

Согласно нормам, образ Богородицы узнаваем во всех иконах.

  • Удлиненный овал лица ;
  • Миндалевидный разрез глаз ;
  • Дугообразные брови;
  • Прямой, узкий нос.
  • Маленький рот.

Одежда Богородицы — туника, то есть покрывало, закрывающее голову и плечи.

  • Оттенки красного ;
  • Оттенки синего ;
  • Фиалка
  • Золото.

Что касается изображения Святой Троицы, то канонической считается одноименная икона А. Рублева. Описания ангелов, архангелов, херувимов и серафимов должны соответствовать библейским текстам. Это крылатые божественные существа, почти всегда одетые в чистый белый хитон и плащ или военные доспехи (Архангел Михаил). Каждый из них держит в руке меч, жезл или зеркало, которое является его атрибутом. У всех высших армий, не относящихся к этносу, есть нимб над головой.

Святые изображаются на иконах с элементами, похожими на портреты, если известно, как они выглядели при жизни. Сюжет отражает главную суть служения Господу.

Неканоническая икона

Цветовая палитра

Правила использования цвета отражают мудрость Бога. Каждый цвет имеет свое место и назначение. В стандартной иконописи краски никогда не смешивались, а наслаивались. С помощью этого метода можно добиться желаемых оттенков. Чтобы придать жутковатый эффект цветным шторам, блики выполнены в разных цветах.

Преобладающий цвет иконы — золотой, символизирующий небо, вечность и благодать. Часто используется в качестве фона. В качестве бюджетных вариантов были использованы охристый и охристо-желтый. Богоматерь, Иисус Христос, святые, крылья ангела, Евангелие и нимб на голове святого выполнены из золота.

Белый и серебряный цвета означают чистоту, святость и красноречие Евангелия. Праведный святой носит белый халат.

Неканоническая икона

Синий — цвет бесконечности и символизирует стремление к Богу, мудрость и откровение. Апостол Иисус Христос носит халат такого цвета. Голубой цвет — символ небесной чистоты и цвет Богородицы. Синий — это фон значка. Согласно каноническим текстам, одежды Богоматери должны быть написаны синим или бордовым цветом.

Красный тон цветовой гаммы чаще других встречается в изображении как излучатель животворящей энергии, любви. Однако он также является цветом крови и ассоциируется со страданиями. Поэтому красный цвет является символом воскресения, страдания и страха. Красный фон иконы означает победу над смертью и изображение ада. Красные, бордовые и малиновые оттенки иконописи используются для окрашивания халатов Спасителя, Девы Марии и святого земного правителя.

В зеленых тонах изображения нарисованы виноградные лозы, травы и листья. Он означает победу над смертью, вечную жизнь, это знак Святого Духа.

В коричневых тонах иконы земли написаны горы и одеяния святого пастыря. Это цвет смирения и отречения от смертности мирской человеческой жизни. Реже в иконописи используется черный цвет и совсем не используется серый. Гробницы, ады и пещеры (символы зла и смерти) окрашиваются в черный цвет. Серые тона, возникающие в результате смешения черного и белого, зла и добра, означают неопределенность, небытие.

Неканоническая икона

Перспектива

Православные иконописцы отказались от линейной перспективы и сохранили традицию обратной перспективы. Обоснованием служит тезис о том, что иконы — это не фотографии. Иконописцы изображают то, чего никто не видел. Конкретизация образа зависит от «ментального» видения, а не от «физического». Используя обратную перспективу, изображение можно расширить и углубить, приблизив икону к религиозному содержанию сюжета, воплощенного на доске или фреске.

В прямой перспективе линии сходятся в глубине плоскости изображения. В случае обратных линий они сходятся за пределами изображения. Это подчеркивает сверхъестественный характер происходящего с культовым персонажем и показывает благодать, которая отделяет земной мир от небесного. Благодаря принятию противоположной перспективы, окно в сакральный мир раскрывается во всю ширь. На иконе пространство показано не из земного мира, а на золотом фоне, но объект, его взаимное расположение, дано в перевернутом будущем.

Неканоническая икона

Отображение времени

На иконе могут быть изображены события, происходившие в разные периоды времени, чтобы показать библейский сюжет.

Жесткие рамки или свобода творчества?

Использование определенных наборов правил в иконописи не препятствует творческой свободе. Например, известные иконописцы А. Рублев и Ф. Греков использовали один и тот же канон, но существенно отличались друг от друга по способу его исполнения.

Неканоническая икона

Канонические иконы

Православные иконы по своей природе являются эталонными по способу создания. Каждая деталь изображения имеет свое значение. Стандартная икона — это условный и вневременной образ, посредник для общения православных верующих с Богом, Богородицей и святыми. Образы не имеют внешней эмоциональности, как при чтении молитвы псалмопевца. Восприятие иконографических символов требует умственной концентрации молитвы.

Неканонические

Католические иконы не являются стандартными. Это картины на религиозные темы. Для западной иконописи характерно использование прямой перспективы. Для изображений Иисуса Христа, Божьей Матери и святых нет никаких условностей. Верующие видят их в обычном человеческом обличье. Цвета не несут никакой символической нагрузки. Католические иконы имеют эмоциональные цвета, отражающие отношение автора.

Неканоническая икона

Итоги

В случае со стандартными иконами символизм присущ всем аспектам создания иконического изображения: цвету, перспективе и композиции. Соблюдение канона необходимо для создания творения, строго подчиненного и сбалансированного по форме, свету, линиям и цветовой гамме. Иконописцы изображают невидимое. Канон Церкви — это способ сохранения и передачи того, что доступно только избранным.

Оцените статью
Православный портал
Добавить комментарий

Adblock
detector