Описание иконы и сюжет Сотворение мира, смысл и поклонение Шестодневу.
Во всех русских православных церквях есть картины и иконы, посвященные сотворению мира. Многосюжетные отрывки на библейские темы со сложной композиционной структурой называются «шестодневами». Религиозные события, изображенные на этих иконах Ветхого и Нового Заветов, имеют огромное значение для догматического христианского и православного учения.
Происхождение иконы «Сотворение мира»
Центральные доктрины христианства отражены в библейской книге Бытие. Библейская история в ее древней форме повествует о происхождении Вселенной, Земли, растений, животных и людей. Интерпретация этого рассказа и понимание процесса творения широко варьируются среди христиан.
Некоторые богословы считали, что библейский текст следует толковать буквально. Другие не соглашались с тем, что содержание следует интерпретировать как аллегорию, потому что многое в этой истории недоступно человеческому восприятию и пониманию. Великолепные дела Божьи по масштабу, цели и замыслу превосходят философские учения. Причиной сотворения мира была совершенная любовь Бога, который хотел создать нечто, что будет использовать Его благословения и задействовать Его доброту в будущем.
Библейское учение о сотворении мира называется «шестидневным», потому что весь процесс разделен на шесть дней.
- Первый — в свете и тьме сотворен.
- Второй — небо и вода.
- Третье — земля и растения.
- Четвертый — планеты и звезды ;
- Пятый — Рыбы, рептилии и птицы.
- Шестая — Животные, Адам и Ева, Древо познания добра и зла, Древо жизни, Эдемский сад.
На седьмой день Творец закончил Свою работу и назначил им отдых. Адам и Ева усвоили первый Божий закон: не вкушай плода с дерева познания добра и зла.
Иконография библейского откровения о сотворении мира начала формироваться в раннехристианский период (с V-VI века) и окончательно сложилась к концу XI века. Варианты иллюстраций были очень разными. Конкретные изображения периода создания (первое/второе/…) к обобщенным картинам. В результате сформировались три основных иконографических типа, сочетание которых дают гибридные варианты нынешней иконы.
В конце XVIII века возник новый тип иконы, названный «шестидневкой», соединивший библейский сюжет сотворения мира и еженедельный шестоднев (еженедельная литургическая служба). Марка стала изображаться на полях икон, в основном русских, святых и рогов. Начали изображать евангелистов. Состав святых зависел от пожеланий заказчиков.
Описание и сюжет
Икона «Шестоднев» отображает еженедельные ежедневные святые события и поэтому называется иконой «Седмица». Иконография формировалась под влиянием литературных произведений средневековых авторов.
С X по XVI век в состав входят
- Трон Второго пришествия.
- Образы Иисуса Христа как взрослого («спасенный») или подростка («спасенный Эммануил»).
- Шесть дней недели в виде праздников.
- Суббота всех святых.
Такая иконография в различных вариациях сохранилась до 20 века. Позже были добавлены стигматы сцен сотворения мира и поля икон. Подобные головы были наиболее распространены в 19 веке.
Описание одного из вариантов «шести куполов».
- Вверху в центре — шесть сцен инвентаризации мира (две колонки).
- Слева (сверху вниз) — спуск Стигмея в ад. Казнь Иоанна Крестителя. Поклон ног Иисуса апостолам.
- Справа (сверху вниз) — Архангел; Благовещение Девы Марии. Распятие Христа.
- В центре между ними находится Творец, окруженный ангелами.
- Внизу — Иисус на троне, перед ним Пресвятая Дева Мария, Иоанн Предтеча и ангелы.
- Еще ниже в центре — Рай со змеем, обнажившим Адама и Еву.
- Нижнее клеймо слева — ангелы, справа — изгнание Адама и Евы из Рая.
- Икона завершается в субботу Всех Святых.
Православный евангелист, митрополия, блаженный, святой юродивый, край главного изображения почитаемого медальона.
В других версиях можно увидеть иллюстрации из жизни Адама.
- Сатанинское искушение яблоком с Древа познания добра и зла.
- Изгнание Адама и Евы из рая.
- Трудолюбие
- Убийство Абеля Кейна.
В области древних икон дается краткое описание изображенного события.
Икона «Сотворение мира» всегда имеет подзаголовок, объясняющий природу изображения.
- Шестоднев;
- ‘Творение света’ ;
- ‘И будет Бог седьмым днем'».
Церковные росписи имеют сюжеты из библейских повествований:.
- Картины в соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Жуковском (Московская область) — Сотворение тверди и неба; Сотворение травы и деревьев; Сотворение выдающихся людей; Сотворение животных;.
- Внутренние росписи в церкви Кирилла и Метиоса в Печорах (область ПСКОВ) — «Сотворение мира».
Полнота образа зависит от сюжета. Например, роспись в соборе Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой небольшое клеймо овальной формы, в котором окружены Бог и Его Творение. Бог и травы деревьев. Бог и рыба. Бог и ангелы. Солнце и луна.
На картине «Сотворение мира» верующий видит над собой божественный образ Сына Божьего и Святого Духа в виде белого голубя, сидящего у него на коленях. Справа и слева от Святой Троицы находится множество святых угодников. Далее следуют фигуры девяти ангелов, солнца, луны, земли и рек. Ангелы помогают Богу в сотворении земного мира. Они участвуют в создании земных существ, таких как птицы, рыбы и животные. В перспективе Адам и Ева изображены с поднятыми к небу руками.
Значение иконы «Шестоднев»
Иконы шестого дня связывают Ветхий Завет с основными доктринами раннего христианства. Традиция изображать на иконах клейма русских святых, преподобных и святых юродивых призвана отразить единство Русской православной церкви с экуменической.
Почитание в православии
В православной богослужебной практике каждую неделю вспоминается несколько событий Ветхого и Нового Завета. Как правило, в эти праздники помещают икону праздничного Шерстнева вместе с собором всех святых.