Описание и история иконы Сошествие Христа во ад, текст молитвы.
Икона «Сошествие во ад» относится к православному образу, свидетельствующему о воскресении Христа. Иконография заимствована из византийского искусства VIII века. Сюжеты изображались на миниатюрах и в рукописях. В русской иконописи сошествие Христа во ад стали изображать с X-XI века, по византийским правилам. В православной живописи наиболее известны четыре памятника иконописи, в том числе образ кисти Андрея Рублева.
Сюжет и значение
Символические художники не изображают Вознесение Господне, потому что пасхальное таинство священно и непостижимо. Пасхальная иконография косвенно показывает главное событие праздника с помощью более ранних историй из Евангелия. Одним из пасхальных образов является икона «Сошествие во ад». Этот образ символизирует пророчество о приобретении праведной душой бессмертия, которое неоднократно упоминается в Ветхом Завете.
Сюжет основан на экзотерических, патристических и литургических произведениях.
- Евангелие от Никодима во II веке.
- Якорь, отредактированный святым Епифанием Кипрским в VI веке.
- Проповеди Евсевия, епископа Александрийского, датируются V-VI веком.
Икона XII века изображает выход Иисуса и Адама из подземного мира. Христос спускается во тьму, берет в руки крест и ведет за собой пионеров.
Позднее автор развил сюжет: на псковской иконе XV века Христос сокрушает нижние врата Адама справа от себя. Позади предков изображены цари Соломон, Давид и другие правители и пророки, упомянутые в Ветхом Завете. Ева изображена слева. Раскаявшийся предок преклонил колени перед Спасителем. Ветхозаветная жена следует за ней. Иоанн Креститель изображен выше.
В иконе о сошествии Христа в ад три праведные жены стоят вокруг Евы. Одна из праведниц протягивает руку Спасителю. Он тянет руку в ответ и призывает ее покинуть сумрак ПОДЗЕМНОГО мира.
В православной иконе XVI века ангелы предстают в красных халатах, побежденные сатаной, пораженные правом на собственность и восходящие от co В VII веке художники усложнили икону «рисунка ада» серией стигматов, соответствующих основным поминальным дням и праздникам. Сложные изображения сближения были помещены в центр.
Примером детальной иконографии является икона Мором. Помимо важных фигур Иисуса, Адама, Евы и Иоанна Крестителя, в центре присутствует середина. Образ праведника, мудрого разбойника, беседующего со своим предком Енохом и пророком Илией. Над ними нависают два ангела со свитками в руках.
Древние иконы со сложными интригами и многочисленными фигурами служат образцами для написания храмовых образов и церковных фресок.
Православные изображения спуска Христа в ад
С X века образ Сошествия во ад прочно укоренился в русской православной живописи и стал частью пасхальных икон. Древние образцы хранятся в Государственном Эрмитаже, Музее Московского Кремля, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее.
Сюжеты вышивались на халатах епископов во время торжеств. Среди икон и элементов настенной живописи наиболее известны четыре древнерусских памятника.
Фреска «Анастасис» в Софийском соборе
Настенные росписи Киевского собора частично утратили свой первоначальный вид. Художники восстанавливали фрески, не имея четкого представления о том, где какие детали находятся. Фигуры Адама и Иисуса, а также левая часть изображения были переписаны маслом. В целом, фрески отображают основные черты иконографии.
- Иисус переступает через разрушенные врата ада.
- Своей правой рукой Спаситель поддерживает восхождение Адама из подземного мира.
- Крест находится на левой руке Христа.
Пророческие фигуры Исайи и Симеона, по-видимому, были добавлены слева во время восстановления. Советский искусствовед В. Н. Лазарев предположил, что сначала рядом с Адамом были изображены только фигуры Евы и Справедливости.
В правой части фрагмента картины изображены Давид и Соломон, библейские цари, восставшие из камня co. Они предсказали приход Христа и повторили это предсказание во время своего пребывания в ПОДземном мире. Рядом с царем находится Иоанн Креститель. Он указывает на Иисуса как на знак подтверждения своего предсказания о приходе Спасителя в ад.
Иконография софийской фрески близка к сюжету икон XII века Эрмитажа. Картины полны строгой торжественности, особое внимание уделяется написанию Иисуса Христа.
Прохор с Городца
Икона находится в Благовещенском соборе Московского Кремля и датируется концом XIV века. Автор считается учителем известного московского иконописца Андрея Рублева.
О жизни Про Холла известно немного. Историки предполагают, что он был родом из города Волги на Городце. Для его иконописи характерен резкий переход от тени к свету. В целом, художник придерживался стиля византийских и греческих икон.
Прохалл участвовал в росписи стен собора Великого обвинения и, вероятно, написал первую икону для иконостаса; изображение было утрачено при перестройке и пожаре собора в 1547 году. Икона, теперь уже из слоновой кости, называется авторской, потому что выполнена в технике Прохора Городецкого.
Русский мастер назвал сближение неполноценным.
- Под ногами Иисуса — адские врата и черная глубина у проломов.
- Адам стоит с левой стороны.
- Спаситель и Предок тянут друг друга за руки.
- Колени преклоняются вправо и также тянут руку Евы в красном халате.
- Библейские пророки и цари выстроились на заднем плане.
Иисус делает шаг вперед и слегка кланяется Адаму. Явление Спасителя олицетворяет милость и прощение. Адам полон раскаяния и уважения.
Андрей Рублев
Икона Троице-Сергиевой лавры похожа на работу московского иконописца из Городца, учителя Прохора.
Сошествие в ад» Андрея Рублева.
- Христос стоит справа от иконы, протягивая руки к Адаму и Еве.
- Ева изображена стоящей, а Адам — на коленях.
Андрей Рублев немного изменил состав. На прохольской иконе фигура Адама традиционно находится по правую сторону от Христа, слева от изображения. Фронтальное изображение Спасителя также считается традиционным.
На иконе Андрея Рублева Иисус Христос повернут влево спиной к царю Соломону. Библейский царь относится к Спасителю Давиду. Победа Соломона — исполнение его пророчества.
Дионисий
Последователи иконописной традиции Андрея Рублева изобразили сошествие Христа из ада в настенном цикле церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Фериновом монастыре. Полный цикл показывает Акафист Пресвятой Деве Марии.
Фреска соответствует 12 кондаку и буквально передает их смысл. Спаситель пришел в нижний мир к праведным душам и разорвал рукописание, чтобы дать им Божественную благодать.
В представлении Дионисия Иисус стоит на скрещенных фрагментах ворот подземного мира. По обе стороны от Спасителя стоят на коленях Адам и Ева. Христос держит их за руки. За предками стоят пророки и цари. Ниже, под воротами, два ангела и побежденный ими сатана изображены во тьме, а праведники — в белом.
Православные молитвы
Праздник Сошествия в Иисуса и Ад отмечается в Великую Субботу. Празднования проходят в церквях. Накануне Пасхального Воскресения песнопение возвещает о собрании Христа с отзывом мира UND. Духовенство читало статистику Иоанна Дамаскина и пророчество Ионы. Он умер во чреве кита и снова появился на свет.
Молитва и предрассудки предназначены для славы камеры воскресения Спасителя.
Молитва Святой Пасхе
О, божественный и величайший свет Христа, явленный всему миру больше, чем солнце, в Твоем воскресении! В этой мужской и славной небрежности радуется Святая Пасха, радуются ангелы на небесах, радуется вся тварь на земле, и всякое дыхание славит Ча, Который есть его Творец. Днем открываются райские врата, и я свободен, чтобы умереть в аду. Теперь все вокруг залито светом, небо — земля и подземный мир. Да придет Твой свет в наши мрачные души и сердца, да просветится ночь греха в наших волосатых ночах, да воссияем мы светом истины и чистоты в добрый день Твоего воскресения, станем новыми творениями о Тебе. И такое просветление с вами посылает слабый свет на ваши встречи. Он выходит из вашей могилы и становится похожим на цветок жениха. И он растет в дни без обмана до твоей могилы, где девушки Захры пришли из мира в твою могилу этим явлением его святых, и теперь просвещает наши самые глубокие страсти и приносит утро незрелости и чистоты. Красные на солнце, пусть паки набивают голос: радуйтесь! И, вкусив еще на земле божественную радость Святой Пасхи, сделай ее участников вечной и великой Пасхой в нестерпимый день Твоего Царства. Лицо, к глазам которого нельзя прикоснуться. Ты — истинный свет, просвещение и озарение всех видов, и Тебе подобает слава на века вперед. Аминь.
Тропарь Воскресению Христову
Христос воскрес из мертвых, и смерть исправляется смертью, давая живот положить в могилу.