Названия икон старообрядцев и образов, относящихся к старой вере.
Христианская доктрина в постолимпийский период неоднократно пересматривалась: в XI веке христианский мир разделял ортодоксию с католиками. Каждая ветка в свою очередь продолжала дробиться. Протестанты отделились от католиков и являются давними последователями православия. Икона староверов отражает характер отторжения православия от православного обряда.
Раскол в Русской Православной церкви
Разногласия в Русской православной церкви начались в середине XVII века, во время правления патриарха Никона. Никон решил провести реформы, затронувшие литургические обряды, богословские трактаты и иконопись. Патриархи начали искоренять древние обряды, сложившиеся в России на протяжении веков, в пользу царя Алексея Михайловича и патриаршей ка.
Были внесены изменения в Библию, литургические службы, запрещено креститься двумя пальцами. Некоторые древние иконы были исключены из употребления из-за несоответствия новым стандартным правилам. Стандартами Русской православной церкви стали новые греческие и византийские обряды, иконография и богословие.
Таким образом, русский царь хотел стать преемником Византийской империи и Никона, вселенского патриарха православной церкви. Некоторые представители русского духовенства решительно не соглашались с нововведениями Никона. Всевозможные пытки, ссылки и физическое уничтожение использовались для того, чтобы переплатить за разногласия.
Духовенство, отказавшееся принять реформу Никона, было объявлено раскольниками. Верующих, поддерживающих раскол, стали называть старообрядцами/старыми последователями. Гонения на старообрядцев продолжались до 1905 года, когда император Николай II издал указ «об укреплении начатков возрождения».
С тех пор термин «раскол» был заменен документом «старообрядчество». Стали открываться старообрядческие церкви и учебные заведения.
Какие иконы относят к старообрядческим
Пожилые верующие считают себя хранителями древней христианской религии, включая иконографию. Они не признают иконы, написанные в соответствии с указаниями Никоновской реформации.
Спасителя
На иконе старообрядцев Господь изображен в стиле Рублево. Фигура Спасителя развернута на 270 градусов каждая, а пальцы правой руки сложены в предплечье левой — раскрытое Евангелие.
Он изготовлен таким образом, что:.
- ‘Всемогущий Спаситель’ ;
- Царь среди царей»;
- ‘чудесным образом спасен’.
В вероучении старообрядцев Христос — Царь Небесный.
Богородицы
Богородица почиталась старообрядцами как защитница и покровительница истинного православного уважения; особенно почитался в XIX веке образ «Тиквинской Божьей Матери», по преданию, записанный апостолом Лукой. Изображение младенца Иисуса на иконе с благословением бицепса для старообрядцев служило доказательством «правильности» веры неграмотных верующих.
Изображения девственниц под другими именами, найденные в старообрядческих храмах и домах:.
- ‘Владимир’ ;
- ‘Казань’; ‘Казань’;
- ‘Айварская’; ‘Иварская’; ‘Шуйская’; ‘Шуйская’;
- ‘Шуйская’;
- ‘Три руки’;
- Горящий куст»;
- ‘Смоленск’;
- ‘Печаль’.
Старообрядцы чудесным образом почитают символ Божьей Матери.
Другие староверческие иконы
В храмах и домах старообрядцев молятся иконе в образе:.
- Святой Николай Чудотворец.
- Иоанн Богослов (молчаливый) ;
- Илия — пророк огня.
- Иоанн Креститель ;
- Михаил Архангел ;
- Иоанн Март Богослов; Иоанн Воин.
- Парасковья, великая культистка Марта.
- Екатерина мар Учительница; полевой бар человек.
- мученик Уару;
- St Fecula ;
- Святой Паисий.
Минеральные изображения со святыми почитаются, и память их чтится в последнее время, а также крупные православные праздники, последний суд, местные святые.
Отличительные признаки икон староверов
Еще до раскола они выступали против влияния западноевропейской (католической) иконописи на русскую иконописную традицию. Они были коллекционерами древних икон, считая, что «новые» изображения им не нравятся. В частности, старообрядцы высоко оценили иконы письма Андрея Рублева.
Иконы старообрядцев отличаются от тех, которые официально признаны в русском православии.
- В традиции старообрядцев благословение состоит из двух посещений.
- Имя Христа пишется как ic. xc. (iis. kh. s.- сокращение от Никоновская).
- Сохранение символики евангелиста — Марк и Иоанн (Лев и Орел).
- Аллюзивное изображение евангелиста в виде животного, запрещенное Русской православной церковью.
- В отличие от никонианских 4 и 6 Чиплиеров, изображение креста только 8-точечное.
- Множество пояснительных надписей.
- Деревянные изображения ликов святых, господ и Богородицы, всегда темные.
- Медные и оловянные литые иконы, запрещенные в 18 веке.
- Не изображены святые, что стало нормой после раскола.
Образы пожилых верующих также имеют различные сюжеты.
- ‘Хорошая тишина сохранена’. Изображение Христа в виде царской мантии и коронованного ангела, запрещенное РПЦ.
- ‘Спасла мокрая борода’. Иисус Христос изображается с клиновидной бородой и глазами разного размера.
- ‘Спасли светлый глаз’. Изображение спасителя в сине-зеленой мантии с вытянутой головой.
- Николай Чудотворец изображен в виде косоглазого студента («Николай Отвратительный»).
В старообрядческой среде сформировалось пять иконописных школ. Самые известные — Ветковская и Невьянская.
Направление Ветка. Материал, используемый для создания изображений, — древесина тополя. Иконы украшены богатым цветочным орнаментом и позолотой. В технике иконописи используются древние способы изображения Святого Лика. Невьянская школа отличается сплошной позолотой фона и вытянутыми пропорциями фигур. Старообрядцы сохранили технику создания литых икон, использование которых в церквях было запрещено Синодом Русской православной церкви в XVIII веке.