- Каковы особенности, которыми обладает язык византийских икон и православных символов
- Византийские иконы – история
- Доиконоборческий период
- Послеиконоборческий период
- Комниновский период
- Житийские образы
- Палеологовский период
- Символы в византийской иконописи
- Вклад в иконописание
- Самые важные иконы из Византии
- «Воскрешение Лазаря»
- Богоматерь с младенцем
- Рельефная икона святого Георгия
- Икона Богоматери с младенцем с распятием на обороте
- Икона Богоматери «Кардиотисса»
- Византийский иконостас
Каковы особенности, которыми обладает язык византийских икон и православных символов
В истоках древнерусской церковной живописи лежит традиция византийских художников. Они успешно прослеживаются в работах иконописцев разных периодов. Основой для развития византийского творческого подхода стало создание византийских икон, имеющих отличительные черты и легко узнаваемых потомками. Иконопись получила положительное развитие в Византии с того момента, когда государство достигло гибели империи.
Византийские иконы – история
Развитие византийской иконописи принято делить на периоды. Каждый из них имеет свои уникальные характеристики. Изучение основ византийской живописи является одной из самых интересных тем исследований для современных культурологов.
Доиконоборческий период
Период, охватывающий VI-VII века, называется неиконокластическим. Характерны следующие особенности
- Наличие схемы в изображении центральной фигуры.
- Грубые, резкие удары.
- Использование некоторых основных сюжетов в изображении без дополнительных деталей.
Для создания самых ранних икон использовалась особая техника живописи, называемая энкаустикой. Для энкаустики характерно использование воска в качестве связующего вещества между красками. Материал был упрочнен холстом, что сохранило изображение на долгое время. Это можно объяснить тем, что многие иконы, созданные во второй половине VI века, сохранились и дошли до наших дней.
Смотрите также! Самый обширный ансамбль раннехристианских мозаик, выполненных на стенах монастырей и храмов, находится на территории города Равенна на западе Италии.
Послеиконоборческий период
Развитие иконописи в Византии было прервано началом фигурного символизма, который длился с начала viii по начало IX века. Это религиозно-политическое движение было направлено против приверженцев поклонения иконописным полотнам. Символические лидеры считали, что Господа не нужно рисовать. Они считали, что молитвы и символы, написанные людьми, не нужны для веры во Всевышнего.
После того, как движение стало менее агрессивным, Icon Painting продолжала активно развиваться. Этот период характеризуется следующими особенностями
- Использование кедровых и сосновых досок для обрамления икон.
- Создание углублений основано на размещении участков пиктограмм.
- Использование золота в прорисовке основного сюжета.
- Подробности при создании иконок.
Греческие и византийские мастера распространили использование листов золота. После наложения на созданное изображение лист был разглажен, создав на иконе яркую золотую пыль.
Смотрите также! Сок чеснока использовался в качестве клея для листов золотого золота.
Комниновский период
Этот период длился с XI по XIII век. Он появился во время правления аристократических семей Комнинов. Отличительные черты периода:.
- Различные стили ;
- Сочетание классических форм и гармоний.
- Придает облик святой личности.
- Наличие мягких и плавных черт лица.
- Продолжение традиции использования позолоченного золота.
К этому периоду относится легендарная Владимирская икона Божией Матери, выполненная константинопольским иконописцем.
Узнаваемый стиль использовался для описания лица Мастера в период Комнинов. Лицо святого стало узким и вытянутым, а нос остался тонким и длинным. Характерная треугольная ямка была изображена на переносице.
Помимо классического стиля, для этого периода характерны стилизованные отклонения. Примером комниновской манеры является фреска в церкви Святого Пантелеймона, датируемая 1164 годом. Демонические черты:.
- Резкий порывистый мазок ;
- Великолепное изображение одежды.
- Искажение черт лица.
Житийские образы
Во второй половине XIII века Константинополь был разрушен рыцарями. Иконописцы того времени были вынуждены прекратить работу. Когда Византия была восстановлена, была восстановлена иконопись. Она приобрела новые черты. В центре интриги картины была жизнь святого. Изображения стали учебниками; можно было «читать» полотно так, как это описано в Библии.
Палеологовский период
В конце 1261 года Константинополь был возвращен Михаилу Палеографу. Художественный расцвет этого периода известен как Ренессанс Палеографов. На иконопись повлияли характерные направления, связанные с традициями древних культур.
- Создание миниатюрных мозаичных значков для экспозиций и одежды клиентов.
- Миниатюрные работы ;
- Детальные, характерные и спокойные изображения портретной техники.
- Наличие идеальных пропорций.
- Устойчивость позы ;
- Проверка состава.
Кроме того, они отдельно говорят о появлении новых заговоров, новых толкованиях Библии и разнообразии икон.
По мере изображения сцен из жизни Богоматери возникали сюжеты и появлялись различные литературные детали.
Символы в византийской иконописи
Для византийских икон характерно наличие языка символов. Судя по отдельным деталям, православные могли много читать. Значение имеют цвет, форма и жест святого. В процессе развития иконописи детали стали очень важны, и каждая из них могла подчеркнуть то, что было важно.
Основные символы | Описание, функция |
Дуб, дом. | Символ созидания. Дуб изображался как дерево жизни, и каждый силуэт жилища означал нерушимость, создание чего-то важного. |
Гора. | Преодоление многих препятствий на правильном пути, знак духовного восхождения. |
Анемон. | Цветок, символизирующий печаль. Чаще всего принадлежали Деве Марии, Матери Божьей. |
Красный Крест. | Объявление о мученичестве. |
Золотая корона. | Символ торжества Духа. |
Миска с водой. | Знак, возвещающий о крещении. |
Чаша для масла | Символ таинства помазания усопших. |
Значения — это цвета, используемые для изображения деталей.
- Золотые и желтые оттенки символизируют божественную силу, духовную энергию и доброту.
- Для обозначения королевской принадлежности выбирались оттенки малинового или пурпурного. Главные святые традиционно изображались в алых халатах.
- Красный цвет был признан цветом любви, тепла и оживляющей энергии. В то же время он может символизировать кровь и страдания.
- Белый цвет — это символ простоты, божественного сияния и святости. С помощью белых тонов были изображены пеленки невинных младенцев и пелены, покрывающие тела умерших.
- Коричневый цвет напоминал о бренности бытия, символизировал землю и часто с его помощью изображали пыль.
- Гробницы и пещеры были окрашены в черный цвет. С их помощью они изображали ад, напоминая нам о нашей греховности.
Главной героиней византийской иконографии считается Богоматерь и Спасительница. Сюжеты многих икон предполагают объяснение этапов их существования.
Вклад в иконописание
Христианский мир Востока невозможно представить без византийской иконографии. Константинопольские мастера начали создавать специальные техники для изображения икон как отдельный вид искусства. Византийская иконопись оказала большое влияние на развитие живописи и архитектуры в Древней Руси. Святыни, признанные и почитаемые русскими православными верующими, были либо созданы византийскими мастерами, либо написаны под влиянием работ византийских мастеров.
Особенности картин, созданных во времена существования Византии, были бережно сохранены потомками и учтены при работе над современными произведениями искусства.
Самые важные иконы из Византии
Среди множества работ выделяются пять легендарных полотен, по которым можно судить о характеристиках византийской иконописи. Каждая работа — это целый мир, наполненный ВСЕМИ историями, соотношением фора и великолепием образов.
«Воскрешение Лазаря»
Иконы относятся ко второй половине XII века. Это не холст, на котором написаны классические иконы, а часть дренажа, используемого для создания обширной символики. В этой части показана сцена воскрешения Лазаря. Создание письма принадлежит Атосу Мастерсу. Эксперты пришли к выводу, что автором был обычный монах, который создал икону для собственных нужд.
Классический участок изображен над дренажной канавой. Иисус, который теперь зовет женщину, лежащую у Его ног, обращается к ранее умершему Лазарю. Лазарь вышел из могилы, и на его теле остались следы бинтов. Иисус поднимается, призывая «мятежника» к себе.
Дренажная канава была связана с комиссией, изображавшей Преображение Господне и Тайную Вечерю. В будущем, когда монастырь был разрушен, фрески были разрезаны на несколько частей, каждая из которых была перевезена в разные концы страны.
Богоматерь с младенцем
Типичным примером искусства этого периода является создание младенца Иисуса на руках у Богоматери. Византийские мастера выбирали одигитрию по типу изображения. Это изображение взято в качестве обоснования у евангелиста Луки.
На иконе Бога Мать изображается в поколениях. Исследователь датирует икону XIV веком. Королевская семья держится на головах матери и сына. Византийцы, начиная с начала XIV века, стали изображать Марию и Иисуса с царственной персоной.
Младенец Иисус сидит на левой руке своей матери. Одна рука застыла в жесте благословения, другой он с младенческой нежностью обнимает свою мать. В правой руке Дева Мария держит скипетр и державу. Исследователи считают, что автор создал икону под влиянием итальянской живописи. Это прослеживается в технике изображения лица главной фигуры.
Рельефная икона святого Георгия
Необычным византийским памятником является деревянный рельеф, изображающий Святого Георгия. Искусство рельефа начали изучать только в 19 веке, но его создание датируется XII веком. Это связано с тем, что рельеф был скрыт серебряным окладом в течение нескольких веков. После многочисленных этапов детального изучения и восстановления было принято решение отнести предмет искусства к постсофистическому периоду.
На рельефе изображен Георгий Победоносец с молодым воином. Вокруг центральной фигуры сохранились подробные картины жизни святого. Иконы жизни плохо сохранились из-за хрупкости первичного материала, на котором они были написаны, но рельеф Святого Георгия, защищенный серебряным окладом, дошел до современников.
В этой теме — 10 эпизодов из жизни Джорджа. В книге «Стигма жизни» рассказывается о чудесах, мартовском учении Джорджа и его эксплуатации. Эпизоды расположены по строгой схеме, по ним можно проследить сюжет, а фигуры выполнены в соответствии с классическими пропорциями.
Георгиевский рельеф стал одним из объектов, иллюстрирующих истоки такого явления, как иконостас. Рельефы использовались наряду с фресками на трубах и арках, создавая особую атмосферу в оформлении храма.
Икона Богоматери с младенцем с распятием на обороте
Двунадесятая икона относится к периоду палео-схоластического Возрождения. Замечательные произведения были созданы лучшими мастерами константинопольской школы. Несмотря на то, что иконы плохо сохранились, эксперты смогли проанализировать работу на основе частей.
На первой лицевой стороне изображена сцена креста. На иконах все внимание сосредоточено на трех фигурах. Богородицы и Иоанна Богослова, который был распят. Из сюжета убраны ненужные детали, а акцент сделан на самом кресте. Голгофа изображена в виде небольшого холма у подножия креста. Часто изображаемые внушительными крепостными стенами, стены Иерусалима можно различить только при внимательном рассмотрении.
На обратной стороне изображена Богоматерь с Иисусом в руке — классическая икона стиля иконоборческого периода. Об этом можно судить по удлинению лица, тонкости черт и классическому расположению фигуры Девы Марии и младенца.
Выбор места для создания двунациональной иконы очевиден. Это сочетание двух принципов: начало жизни Спасителя и ее окончание на земле. Мать ведет себя как двуличный культист-март, делая из величайшего человека бога, принимая жертву, совершенную во имя человечества, и вынужденная прощаться с ним.
Икона Богоматери «Кардиотисса»
Иконы датируются 15 веком и принадлежат руке известного иконописца Ангелоса Акотантоса. Художник жил на Крите и создал более 40 картин, получивших всемирную известность. Уникальное полотно под названием «Икона Божьей Матери Кардиотис» представляет собой традиционный сюжет матери, держащей на руках своего младенца. В то же время детальность изображения, подача сюжета и изменчивость образа свидетельствуют о начале новой эпохи и изменении сознания православных верующих.
Икона характеризовалась неклассическим представлением POS. Мать держит ребенка на руках, ее взгляд задумчиво-отстраненный. Ребенок запрокидывает голову назад и одной рукой хватается за плечо матери. Его взгляд поднимается, и кажется, что он предвидел свою смерть. Исследователи считают, что спина младенца, покидающего фигуру, символизирует снятие Иисуса с креста, ставшего его камнем в начале земной жизни, будущей судьбой.
Эти символы — знаки византийской драмы. Мастера антиквариата эпохи Возрождения были известны своей склонностью насыщать живописные образы литературными деталями повествования. .
Информация! Кардиотисса» означает «разум».
Византийский иконостас
Иконостасом традиционно называют перегородку между алтарем и остальной частью храма; в иконостасе принято размещать самые дорогие и почитаемые иконы. Обычай возводить алтарную перегородку и украшать ее иконами сложился у византийского духовенства. В византийском иконостасе существует четкая иерархия.
Расположение значков | Описание значка | Назначение иконы | Какой значок используется |
Верхний ряд или буква с Божеством в центре. | Сцены из жизни Девы Марии и Христа | Выступая за человечество. | Богоматерь, Иоанн Креститель |
Сторона Деисуса | Значки для черчения. | Описание жизни и спасения человечества | Рождество Христово», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень», «Сошествие во ад», «Успение Богородицы». |
Царские, святительские или райские врата на иконостасе почти всегда венчались иконой Оглашения, как извещение о спасении народа. Преграда алтаря всегда завершается изображением креста как символа распятия и жертвы.