Иконы добрые: история формирования, значение образов, символизм

История формирования иконы Добрый пастырь, значение образа, символика

Икона «Добрый пастырь» может рассматриваться как символическая иллюстрация Библии и Евангелия. Спаситель называет пастуха овцой (христианином). Кроме того, Иисус Христос изображается в виде пастуха, окруженного овцами или с ягненком (потерянной овцой) на плече. Иконография была заимствована у древних художников и скульпторов на заре христианства.

Значение образа доброго пастыря в православии

В переводе с иврита «пастух» означает «пастух». Этот термин был впервые использован в Ветхом, а затем подтвержден в Новом Завете. Значение этого термина можно найти во ВСЕХ историях. Пастырь должен заботиться о своем стаде (христианах), как пастух о своих овцах. Учение, проповедуемое Сыном Божьим, по сути, является призывом к любви к Богу, к другим людям, и Он милостив к кающимся грешникам. Поэтому Иисус Христос является милостивым наставником для верующих в Него, что важно для их вечной жизни в раю.

История становления иконы «Доброго Пастыря»

На символический стиль прототипического образа Сына Божьего повлияла древнегреческая мифология и искусство. Развитие христианской доктрины изменило тип иконографии Иисуса Христа. Стандартные изменения привели к тому, что раннехристианская образность оказалась в значительной степени невостребованной и забытой.

Прообразы в античности

В древнегреческом искусстве есть два персонажа. Этот образ явно послужил прообразом Спасителя. Это Орфей и Гермес Клифер. Орфей, мифологический герой, был любимцем музыканта, певца и бога Аполлона. Благодаря золотой Рее, подаренной Аполлоном, Орфей смог приручить диких животных.

Гермес был одним из самых почитаемых древних божеств в пантеоне. Он покровительствовал торговцам, пастухам и путешественникам и сопровождал души умерших, когда они спускались в царство мертвых. Согласно легенде, Гермес спас город Танагру от чумы и получил второе имя Клиофорт (в переводе с древнегреческого сенатор) после того, как обошел городские стены с бараном на плече. В его честь в Танагре была построена церковь Гермеса Клиофора. Греческий скульптор Каламид в VI веке до н.э. создал статую бога с ягненком на плече. В скульптуре Гермес изображен молодым атлетом с ягненком на плече.

Пастухи - хорошие иконы

Ранние изображения

На ранних этапах развития христианства она не существовала как объект молитвы. Христианское искусство зародилось в катакомбах и каменных ко Рима, украшенных изображениями Доброго Пастыря. Это был не образ Сына Божьего, а символ Его предназначения.

Древнегреческая скульптура Гермеса Клиофора использовалась в ранней христианской символике. Полное отождествление техники и формы объясняется преемственностью художественной школы раннехристианских скульпторов от античной. Христианские ученые также считают, что преследуемые христиане таким образом скрывали свое отношение к вероучению Иисуса Христа вплоть до IV века.

Орфей традиционно изображался в виде пастуха, окруженного овцами. Античные художники представляли его в виде молодого, небритого юноши, держащего в руках флейту и посох.

Самое известное раннехристианское изображение (I-II век), идентичное изображению Гермеса Клиофора, сохранилось в катакомбах Рима: до IV века библейская заповедь о запрете изображать Бога трактовалась буквально. Поэтому образ Доброго Пастыря этого периода не следует рассматривать как икону или образ для молитвы Иисусу Христу. Добрый Пастырь в местах общинных религиозных собраний был символическим напоминанием о приходе Спасителя.

Христианские картины вплоть до V века писались по той же интриге, в которой прослеживаются черты античного образа Орфея. Например, мозаичные изображения, сохранившиеся в Гаурском духе, рассказывают нам о плаценте в городе Равенна.

Пастухи - хорошие иконы

Очевидно, эти прототипы повлияли на некоторые общие мотивы мифа.

  • Покровительство пастухов ;
  • Роль учителя ;
  • Возможность посетить царство мертвых ;
  • Защитник от гнева Божьего.

Образ доброго пастуха этого периода — молодой, красивый, сильный юноша в короткой эллинской тунике и без бороды.

Ветхий Завет

В первой части Библии, Ветхом Завете, есть откровения и стихи, в которых Бог называется Пастырем и Пастушком. В книге пророка Иезекииля от имени Господа говорится, что Он, как пастух, будет следить за своим стадом, чтобы оно не боялось и не сбивалось с пути во время бедствий.22 В стихе Сал говорится: «Господь — пастырь мой, я ни в чем не нуждаюсь». Строка «Господь — пастырь мой, я ни в чем не нуждаюсь». В 700 году до н.э. пророк Исайя предсказал пришествие Мессии. Он будет как пастух ее стада.

Сравнение Всемогущего Бога Израиля с пастухом объясняется тем, что в древних сельских общинах он был лидером общины и определял уровень жизни общины, потому что от него зависел статус стада. Кроме того, существует соотношение phor. Сравнение человеческого сообщества (в данном случае евреев) с иррациональным стадом овец требует направляющей силы.

Пастухи - хорошие иконы

Новый Завет

В Новом Завете, как и в более древних, есть слова о роли Иисуса Христа как Доброго Пастыря. В Евангелии от Иоанна, в главе 10, Христос говорит. Я знаю их овец. Принося в жертву своих овец, Иисус сам превращается в агнца Божьего, тонную жертву за грехи человечества.

Когда в четвертом веке христианство стало государственной религией Римской империи, произошло отделение христианского искусства от античных образцов. Сентиментальные образы не могут стать иконами молитвы. Вместо стройного юноши, женщины-гаши или атлета-богатыря с барашком на плечах появился иконографический тип пантократора.

Сначала оба образа использовались параллельно, но постепенно Царь Небесный и Судья были заменены веселым Эрином. В период Иконократизма (VIII век) раннехристианский образ Иисуса был уничтожен.

В христианские церкви Европы раннехристианский образ вернулся в эпоху Возрождения (XIV-XVII века). В этом повествовании впервые вспомнили о светском художнике, который вернулся к иконописи, к церковному убранству в виде скульптуры и витражей. Но старые изображения не получили обширных признаков древности. С возрастом он отрастил бороду, а его одеяния соответствовали моде писать иконы; в XIX веке как иконописный тип он снова вышел из употребления и исчез.

Пастухи - хорошие иконы

Русская иконография

Русская православная иконопись формировалась под византийским влиянием в то время, когда пантоссер стал главным лицом иконописи. Самые ранние православные изображения Доброго Пастыря относятся к XVIII веку. Появлению этого иконографического образа способствовали живописные влияния западно-крановых росписей.

Этот сюжет не включен в справочники православной школы иконописи (Герминия). Другими словами, он не является стандартным для православия: некоторые иконы XIX, начала XX века, показывают, что образ не получил широкого признания и распространения православия.

Однако образ Доброго Пастыря трансформировался в клерикальную одежду: омофор (накидка) — символ заблудшей овцы на плечах пастыря, несущего заблудшую овцу в небесное царство к ангелам (не — сокращение овец).

Пастухи - хорошие иконы

Икона Спасителя «Добрый пастырь»

Образ Доброго Пастыря Спасителя имеет два варианта иконописи.

  • Поясное изображение Иисуса Христа в красной тунике и синем плаще, с белым, белым ягненком на плече.
  • Иисус Христос в полный рост в длинной тунике и гомосексуалисте, в окружении стада овец, в длинной тунике и гомосексуалисте.

Животноводы, любители животных, родители непослушных детей, которые проходят долгий и опасный путь к иконам.

Оцените статью
Православный портал
Добавить комментарий

Adblock
detector