Иконы преподобных Оптинских старцев, тех, кто помогает им жить и направляет их жизнь.
Столетнее старчество в России действовало как духовный маяк, укрепляя веру в Бога и давая лучшую надежду страждущим, а после возрождения Оптиной Пустыни в конце XX века был предпринят поиск святого образа. Все 14 выдающихся проповедников, исповедников и целителей монастыря изображены на иконе «Собор преподобных старцев Оптинских».
История иконы Оптинских старцев
Икона «Собор Оптинских старцев» была написана козельским иконописцем в 2000 году в знак признания и прославления Общецерковной; 25 декабря 2009 года Священный Собор Русской Православной Церкви утвердил общецерковную службу в чтимом соборе Оптинских старцев.
Описание и сюжет
На иконе изображены 14 великих Оптинских старцев. В центре — лики Христа и Оптиной Пустины. Фигуры святых симметрично расположены по обе стороны иконы. Сохраняется сходство портретов святых, соблюдаются нормы иконописи. В нижнем ряду изображены пресвитеры Амвросий, Моисей, Лев и Макарий, каждый из которых держит свиток с наставлениями для верующих.
О чем молиться перед иконой Оптинских старцев
Великий утешитель, провидец и целитель не оставил Православную Церковь без помощи и поддержки и после своей смерти.
Икона святого Оптинского старца может помочь:.
- Обретите душевный покой.
- Болезни исцеляются.
- Укрепите свою веру в Бога.
Чтобы поклониться реликвии, верующие идут в Оптину Пустынь.
Текст молитвы
Господи, дай мне душевное спокойствие, чтобы встретить все, что принесут мне грядущие дни. Позволь мне полностью предаться Твоей святой воле. Посади все и поддержи меня в каждый час этого дня. Какие бы новости я ни получал в течение дня, научи меня принимать их со спокойной душой и твердым убеждением, что Ты — Твоя Святая Воля. В каждом слове и поступке моих мыслей и чувств. Во всех неожиданных случаях помните, что все посылается Тобой. Научите меня действовать прямо и рационально со всеми членами моей семьи, не смущаясь и не расстраиваясь. Господи, дай мне силы передать усталость от визита и все события в течение дня. Направляй мою волю и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Житие и наставление преподобных старцев Оптинских
Общецерковное празднование памяти старцев монахов Оптинских — 24 октября. Оптина Пустынь прославилась своими великими старцами. Старчество — это вид монашеской деятельности, направленный на духовный мир верующих с целью укрепления их веры; Оптинский монах передавал эстафету старчества более 100 лет; основателем Оптинского старчества в 1823 году был иеромонах Лев (Наголкин ) был. Он стал первым духовным руководителем будущих пресвитеров Макария и Амвросия.
Макарий (Мир Михаила) был дворянским родом. Он перешел в Оптинский монастырь в 1834 году в возрасте 46 лет, после долгой переписки со старцем Львом. Макарий был его другом и сотенником до самой своей смерти в 1841 году. Вместе они осуществляли духовное руководство братией монастыря и принимали паломников со всей России. После смерти Монклео старейшина Макарий продолжал свой подвиг духовного руководства до 1860 года.
Тимофей и Александр Петиловы были семьей купцов: в 1811 году, в возрасте 29 лет, Тимофей поступил в Светский монастырь, где был связан с именем Моисей; в 1816 году к нему присоединился его брат Александр; в 1820 году преподобный Моисей и Монах Антоний получил приглашение основать монастырь в Оптиной пустыни.43 В возрасте 43 лет Моисей стал настоятелем Оптинского монастыря.43 В течение 37 лет он являл собой пример монашеского аскетизма, смирения и успешного контроля в сочетании с благотворительностью.
Сигмен Антоний был скромным аскетом и молитвенником; до 1839 года он исполнял обязанности настоятеля.
Вместе со своими братьями он приложил много усилий, чтобы воспитать стариков. Пастор-старейшина обладал даром красноречия. В сочетании с любовью к ближнему он оказывал благодатное влияние на народ.
Родион Пономарев пришел в монашество в возрасте 34 лет, приняв постриг от старца преподобного Макария по имени Иларион, и в течение 20 лет находился в его келье. На смертном одре Макарий был завещан своим преданным ученикам и стал духовником монастыря и монастыря. До конца своих дней (1873 г.) старец Иларион поддерживал порядок, установленный Макарием в монастыре. Он исцелял психические расстройства с помощью дара прозрения и чудес.
Преподобный Амвросий (в миру Александр Гленкин) — самый известный и знаменитый из всех Оптинских старцев, родился в 1812 году в Тамбовской губернии. Он дал обет принять монашество во время тяжелой болезни в возрасте 23 лет. Однако прошло четыре года, прежде чем Александр окончательно осознал свой выбор и отправился в Оптину. Старейшина Амброз владел даром общения и умел найти подход к каждому человеку. Его речи были насыщенными по содержанию, ясными по выражению, с хорошим юмором, и его могли понять как неграмотные крестьянки, так и интеллигентные люди.
Его гром, здравый смысл, огромное терпение и любовь к людям привлекали тысячи людей. По молитвам старика произошло много исцелений. Амвросий был первым из Оптинских старцев, кто принял женщин. Благодаря его усилиям рядом с Оптиной был основан женский монастырь, куда принимали бедных и больных женщин. Викарий умер 10 октября 1891 года.
Иван Иванович Антимонов родился в 1810 году в Курске в зажиточной купеческой семье. Он встал на монашеский путь в возрасте 44 лет, учитывая свои неудачные попытки создать семью со знаками Божьими.Тусуре был принят в 1854 году под именем Исаакий.Более 30 лет преподобный Исаакий возглавлял монастырь. Под его опекой монастырь стал самым процветающим в России. Он умер в возрасте 84 лет.
Пастор Анатолий Оптинский (старший) был родом из деревни Бобили Калужской области. Выросший в Респекте, он часто думал о монашестве; в возрасте 29 лет он заболел тяжелой формой туберкулеза. Алексей (так в миру называли уважение) дал обет на случай повторного выздоровления. Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и был учеником старцев Макария и Амвросия. Геросимона Анатолий — старец в течение 20 лет в Скиту — был духовным пастырем монахов кс Оптинского монастыря, а также монахинь Шамординского монастыря.
Иван Литовкин рано потерял родителей. Дальнейший жизненный путь старейшины Иосифа был одним из неловких и полных скорби и печали. В 24 года он решил оставить мир и отправился в Оптину; весной 1861 года в монастыре появились молодые послушники. Духовный преемник старца Амвросия был образцом смирения, кротости и постоянных молитвенных обращений к Господу и Деве. Сохранилось множество свидетельств о его проницательности и исцеляющем даре молитвы. В коротких беседах он умел дать наставление и ободрить. Он умер 9 мая 1911 года в возрасте 70 лет.
Схиархимандрит Варсануфий пришел в Оптину в возрасте 46 лет. Друзья и соратники были озадачены тем, что полковник Павел Плиханков отодвинул военную службу, светское общество и ушел в монастырь. Желание стать монахом постепенно созревает. Встреча со старейшиной Амброзом стала «последней каплей» и определила его судьбу. Во время Японской войны он исполнял свой пастырский долг на поле боя, утешая и ободряя солдат. Господь наделил его даром проницательности. Он продемонстрировал это во время таинства исповеди. Старший умер 14 апреля 1913 года.
Александр Потапов был из богатой купеческой семьи. Мальчик в детстве хотел стать монахом, но выполнил миссию только в 30 лет. В 1906 году, после принятия сана священника, отец Анатолий был назначен духовником Шамординского монастыря и исполнял эту обязанность до самой смерти. Имея слабое здоровье, никто из священников не отказался участвовать и руководить. Старцы знали и видели прошлое и будущее человечества: с 1918 года монастырь переживал трудные времена. Монахи умирали от голода и замерзали. В 1922 году, за день до своего ареста, преподобный Анатолий умер.
Пастор Нектарий (Николай Тиконов) родился в 1853 году в Орловской области; в возрасте 20 лет отправился в Оптину Пустынь; в 1887 году был назначен священником (иеромонахом), а в 1912 году Оптинские братья избрали его старцем. Нектарий скрывал свои духовные дары (пот, чудеса) под внешней глупостью. Его пророчества не сразу стали понятны всем, поэтому многие считали его аномалией. Тогда смысл его слов и действий стал понятен. После закрытия монастыря был арестован и сослан в село Холмищи Брянской области, где и умер весной 1928 года.
Никон Оптинского исповедания происходил из купеческой семьи в Москве и стал послушником в Оптиной обители в возрасте 19 лет. Настоятель, старец Вернофий, увидел своего преемника. Закрытие «Оптиной» стало связующим звеном, на его долю выпала неизлечимая болезнь легких. Все трудности Никон переносил со смирением и продолжал совершать свое гериатрическое служение за пределами Оптиной пустыни. Он умер в 1931 году в Архангельской области.
Преподобный Исаакий II (Бобраков) был последним настоятелем Оптинского монастыря. Блаженный Василий привез скромного 19-летнего юношу в Оптину, где было предсказано: «Тебя казнят». Монастырское правление захватила война, революция и гражданская война с 1914 по 1923 год В 1923 году монастырь был закрыт, а монахи изгнаны В 1930 году Исакия II, вместе с сотнями других монахов, был обвинен в контрреволюционной деятельности 8 января 1938 года был расстрелян. Он был похоронен в братской могиле на 162 км Симферопольского шоссе.
Учения и наставления великих старцев были опубликованы православным издательством «Благовест». Они помогут тем, кто хочет понять истинную цель жизни, кто не может постичь философскую мудрость.
‘Мы должны любить каждого и видеть образ Божий, несмотря на его пороки. Мы не можем холодно отстранять людей от себя» (пастор Никон).
Нет такой высшей добродетели, как любовь, нет такого зла и страсти, как ненависть. Он мало прислушивается к себе, но его духовное значение уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15)… Милосердие, сострадание и светлая душа к ближним и прощение их недостатков — кратчайший путь к спасению» (пастор Амвросий).
‘Когда Господь исполняет Свои заповеди, приходит чувство любви к Нему’ (пастор Никон).
Есть люди, которые не являются людьми. Роковые грехи — это такие грехи, и если ты не покаешься и не обретешь смерть, то попадешь в ад, но если ты покаешься в них, то Он скоро простится с тобой. Он называется смертным, потому что душа может умереть от него и вернуться к жизни только через покаяние» (пастор Барсанхуис).
«После Адамова старца наша воля еще поспешнее идет ко злу, гордость побеждает добрую волю, и сладость страстей прельщает душу» (св. Макарий).
‘Когда живешь и где придется, не унывай и не обрывай. Ожидайте, что Господь последует за вами. В трудных положениях, где вы ставите себя в чужое положение, управляйте: делайте все, что можете, делайте для других то, что они хотят, чтобы вы делали» (пастор Амброз).