Макарий Оптинский: жития и памятные даты, когда могут помочь иконы и молитвы

Иконы и молитвенные тексты помогают в дни жизни и памяти преподобного Макария Оптинского

В течение столетия (с 1920-х до 20-х годов 20 века) Оптинский монастырь был духовным центром России. За этот период тысячи людей посетили и получили наставления от Оптиной Пустыни. Основателем Старцев был Оптинский монах Лев; Макарий Оптинский был его учеником и последователем, к которому простые люди и дворяне приходили за утешением и советом.

Краткое жизнеописание

Один из трех самых известных оптинских старцев, Макарий Оптинский отличался необыкновенным смирением и отзывчивостью на людские скорби.

Происхождение

Макарий (в миру Михаил Иванов) родился в дворянской семье 20 ноября 1788 года (по старому стилю); Николай Михайлович Иванов и Елизавета Алексеевна (отец и мать) были владельцами нескольких небольших поместий в Орловской и Калужской областях Николай Михайлович Иванов и Елизавета Алексеевна (отец и мать) были владельцами нескольких небольших имений в Орловской и Калужской областях. Михайлович был старшим из пяти братьев и сестер. С ранних лет он отличался тихим и кротким нравом, его особенно любила мать.

Житие и служение Богу

До шести лет семья Михаила жила в деревне Жерезняки, недалеко от Лаврентьевского монастыря. Звон колоколов и посещения монастыря оставили глубокий след в душе ребенка: в 1794 году Ивановы переехали в Москву из-за болезни матери. Через три года она умерла от туберкулеза. Сестра отца приняла близко к сердцу судьбу сирот и помогала в воспитании старших племянников. В 14 лет Михаил начал работать бухгалтером в Лиговском городском казначействе. За три года он зарекомендовал себя как добросовестный исполнительный работник. В свободное время благочестивый молодой человек любил литературу, разбирался в музыке и играл на скрипке.

Молодой человек был очень сдержанным и застенчивым по натуре, отчасти из-за своей врожденной замкнутости. Он был высоким, нездоровым и истощенным. Близкие люди в шутку называли его «монахом».

Когда Михаилу было 18 лет, умер его отец. Братья и сестры пригласили его управлять их поместьем в деревне Штипайпатово. Михаил с радостью покинул службу, надеясь, что сможет свободно читать и играть музыку.

Макарий Опчинский

Он не умел быть строгим и требовательным с крепостными, поэтому не мог вести свои хозяйственные дела. Его добротой воспользовался сосед по соседству. Майкл все больше и больше задумывался о смысле жизни и спасении души. Он начал искать ответы в книгах духовного содержания. После того, как его братья потерпели неудачу в попытках найти ему невесту, он решил посвятить себя Богу, как его прадед, радуясь этому в душе.

В 1810 году Михаил ушел в монастырь, который находился по соседству с Шепятино, и не вернулся домой, тогда он сказал своему родительскому родственнику, что станет монахом к. Монашеское служение показалось молодому человеку благодатным даром. Он выполнял свои обязанности с большим желанием и усердием. Через несколько месяцев он принял первую ступень угнетения и был назван Мелхиседеком.

Первым руководителем Мелхиседека был настоятель Квадратного монастыря; через пять лет он был облачен в мантию и назван Макарием в честь святого Макария Египетского, основателя православного монашества. Старец Афанасий стал духовным лидером Макария на десять лет. Он привлек его к переписи переводов аскетичных раннехристианских основателей. Знакомство с древними трудами помогло Макарию глубже понять учение о спасении душ.

Длительная внутренняя духовная работа изменила Макария, но это не осталось незамеченным; в возрасте 40 лет он был назначен духовником Троицкого монастыря Чефузито. Старец Леонид (Схима Лев) стал его новым руководителем деятельности и помощником; через два года старец Леонид переехал в Оптину Пустынь. Макарий хотел наладить с ним контакт и снова соединиться с духовными учителями.

Макарий Опчинский

Его желание осуществилось через пять лет. Поданное им прошение о переводе из Квадратной пустыни в Оптину пустынь было удовлетворено; по прибытии в Сретенский монастырь Макарий стал помощником старца Леонида и был определен в духовные дети. В монастыре была возрождена традиция аскетического служения Богу. Это было близко к Макарию, согласно его желанию.

Через два года он стал монахом-исповедником монастыря, а монастырь продолжал во всем слушаться старца Леонида. Старец воспитывал в нем неустанное смирение, искушая его на гнев и несправедливые придирки. Однако Макарий отвечал на все атаки Ментора с кротким терпением. Старец Леонид все более высоко ценил Макария, советовался с ним по всем вопросам и вместе с ним руководил братскими и духовными чадами монастыря общины.

Перед смертью старец Леонид благословил передачу Макария Макарию. Выполняя обязанности монастыря, Макарий много сделал для его обустройства. Благодаря его усилиям были построены новые ворота с колокольней, трапезная и библиотека, отремонтирован фасад керии. Внутреннее убранство скитской церкви было обновлено. Продолжалось благоустройство территории монастыря, устройство цветников и разведение сада.

В течение года жителям предоставлялись фрукты в виде свежих и сушеных консервов. Моченые яблоки, раздаваемые прихожанам из близлежащих деревень, пользовались большим спросом благодаря своему вкусу и полезным свойствам. Мед, получаемый в Оптиной пустыни, славился на всю округу.

Макарий Опчинский

Особое внимание старцы уделяли лесам, окружающим Оптину Пустынь: буря 1849 года нанесла большой ущерб зеленым насаждениям. Макарий уговорил монахов посадить молодые сосны взамен погибших деревьев и ухаживал за ними, пока они не окрепли. Старейшина был знаком с уставом и песнопениями церкви и уделял много внимания улучшению богослужения. Однако его основной деятельностью было братское и мирское духовное руководство общиной, и он лично обращался за советом в письменном виде.

Макарий ни с кем не отказывался общаться и старался отвечать на все письма. С каждым годом поток посетителей и письменных обращений увеличивался, и старику становилось все труднее выполнять свои пастушеские обязанности. Однако Он смиренно нес свой крест, не находя в себе сил отказаться от него.

Старец проводил посетителей в свою келью и оставил монастырские ворота для женщин. Горные письма лежали на его столе. Макарий писал на них ответы и посвящал этому занятию большую часть своего времени. Главным достоинством человека Макарий считал смирение, которое он проповедовал словом и делом.

Внешний вид старика тронул тех, кто его знал. Он никогда не повышал голос, был чувствителен к недостаткам других, впечатлителен, добр, прост и искренен в общении. Старец не принимал личного участия в богослужениях из-за врожденного дефекта речи, но присутствовал на всех службах. Исключением стала страстная «Песня недели».

Смерть

Старец Макарий прожил 72 года. За два года до смерти он принял схему. С годами его здоровье ослабело, и в письме к родственникам старец сетовал, что у него не было времени уйти на покой и помолиться Господу в тишине.

Макарий Опчинский

В августе 1860 года Макарий не смог подняться с койки в своей келье. Он знал дату своей смерти. Накануне вечером он причастился и попрощался со всеми, а утром 7 (20) сентября старец Макарий тихо и мирно предал свою душу Богу.

Почитание

Юбилей старца Макария Оптинского — 20 сентября. Память святого Макария будет отмечаться 24 октября на соборном праздновании для всех Оптинских старцев. Ковчег был обнаружен в июле 1998 года и находится в Оптиной пустыни во Владимирской церкви.

Наследие

Оптинский старец Макарий оставил письмо с деликатными наставлениями сыну и дочери Духа, природа которого была раскрыта позднее. Благодаря святому Макарию труды основателя монашества были переведены со старославянского на русский язык и опубликованы.

Макарий Опчинский

Тропарь и кондак преподобным старцам

Тропарь, глас 1

В непрестанной молитве, в объятиях любви, в защите добра и зла, в почитании оптинских старцев, в служении Богу и ближнему, во всю ночь, проливая слезы и постясь, будут цениться различные чудесные дары. Слава Тому, Кто дал нам такое ходатайство, слава Тому, Кто дал вам славу, слава Богу, дивному для святых Своих.

Ин тропарь, глас 6

О, Оптина, выдающийся деятель православной веры, непоколебимый столп монашества, благочестивый старец, снискавший утешение земли Русской, любовь Христову и полагавший души за чад своих, молимся Господу, спаси души наши, православием и благочестием утверди земное отечество твое.

Кондак, глас 8

Даже если вы избегаете суетного мира и приобретаете сокровища в чистой жизни, вы никогда не выйдете из-под опеки грешников, живущих в этом мире. Как будто мы взываем: с радостью, старейшины Божественной мудрости.

Кондак, глас 4

Оптинская пустынь подобна саду старцев, где явились печальники благости: просвещенные отцы Божии, тайны человеческого сердца, тайны человеческого сердца, которые наставляют Божий народ. Они каются, несут свои грехи, наставляются в вере, колеблются в свете учения Христа, постигают и учатся мудрости Божьей, получают сострадание и исцеление для страждущих и немощных. Теперь они вечно пребывают в славе Божьей, неустанно молясь о наших душах.

Оцените статью
Православный портал
Добавить комментарий

Adblock
detector