Биография, чудеса и почитание монаха Афанасия Высоцкого
Монашеская система Руси, начавшаяся в XIII веке, изменила характер ее уставов и богослужения. Под влиянием византийского патриарха и богословов начали создаваться монастыри. Там строгая иерархия сочеталась с равенством среди монахов. Что касается монаха Афанасия Высоцкого Младшего, то из Ценобийского устава известно, что он был вторым игуменом Серпуховского монастыря.
Биография
Монах Афанасий Высоцкий Младший родился в Ярославле в конце XIV века. Его родители были набожными православными христианами. Ребенок был крещен под именем Амос. С ранних лет мальчик воспитывался в строгой христианской вере. В 13 лет Амос захотел стать монахом Высоцкого монастыря в Серпухове.
Монастырь был основан Сергием Радонежским в 1374 году в честь зачатия самой святой богини-животворящей Анны Справедливой. Новым настоятелем монастыря стал старец Афанасий, любимый ученик Сергия Радонежского. Игумен стал последователем Сергия Радонежского, когда тот установил в монастыре ценобитный устав.
В 13-м и 14-м веках в Русси сосуществовали три типа монастырей
- Специальный. Объединения монахов только во время храмовых служб. В остальное время каждый организовывал свою собственную жизнь.
- Отшельники. Высшая степень монашеской жизни. Требуется самоотверженное служение Господу в уединении.
- Общежитие. Монашеская община, в которой ни у кого нет преимуществ в плане неделимого имущества, выполнения домашних обязанностей, общей повседневной жизни и однообразия пищи, одежды и крова.
Соблюдение требований Ценобитского устава (равенство всех в строгой иерархии) требовало смирения и обуздывало личные амбиции всех без исключения членов монастыря. По словам основателя общинной жизни Василия Великого, такой порядок не только спасал души, но и был архетипом отношений между людьми.
Старец Афанасий подавал пример монахам Высоцкого монастыря. Справедливость, смирение и сострадание настоятеля привлекали в Серпухов монахов из других монастырей. По этой причине молодой Амос, прослышавший о монахе Афанасии, совершил долгое путешествие из своего родного города в Серпухов.
Настоятель принял юношу в монастырь на испытательный срок; через пять лет, когда Амосу исполнилось 18 лет, он благословил первого бритого послушника по имени Афанасий; через год, при освящении каменного собора, построенного на месте деревянного в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, Киев и все Патриарх Лукинский, святой Киприан Московский, рукоположил Афанасия Младшего в иеродиконы.1 Через год Афанасий стал иеромонахом.
В 1382 году старец Афанасий Игумен навсегда удалился из монастыря, сначала в Киев, затем в Константинополь, вслед за Киприаном. Он назначил на его место достойнейшего монаха Афанасия Младшего, которому тогда было 20 лет; в течение 13 лет монах делал все возможное для процветания монастыря. Он еще больше укрепил кенобитский устав и подавал пример во всем, что делал, включая пост, молитву и отказ от мирских благ. Пастор знал, как оградить братьев и сестер от греховных практик и внушить им любовь к молитве.
Чрезмерная работа подкосила здоровье второго настоятеля Серпуховского Высоцкого Зачатьевского монастыря. Он стал изможденным, как глубокий старик. В день Рождества Пресвятой Богородицы скончался монах Афанасий Младший. По его приказу он был похоронен под ступенями напротив западного входа в храм.
Чудеса Афанасия во имя Господа
После своей смерти святой прославился как чудотворец. Монашеская традиция сохранила историю о том, что монахи не хотели присутствовать на его похоронах из-за обиды на него. В то же время он чувствовал, как нечистые духи терзают его. Монах поспешил в церковь на похороны, проливая слезы и умоляя о прощении. Во время погребения он упал в гробницу. Когда его поймали, он сказал, что Афанасий предсказал ему скорую смерть из гроба, что и произошло через три дня.
Монахи стали покровителями Высоцкого монастыря и города Серпухова. Монахи случайно увидели, как умерший настоятель обходит монастырь с горелкой для благовоний и свечами. Во время татарского нашествия на Серпухов жители города стали свидетелями чудесного видения. Из ворот монастыря выехал всадник на белом коне, держа в руке посох.
Его внешность в точности соответствовала лицу монаха Афанасия. Всадник проехал через татарский лагерь и направил своего коня на врага. В ужасе татары сняли осаду города и отступили; известны истории о чудесных исцелениях после обретения реликвии в конце XX века и молитв святому.
Мощи и почитание
Через некоторое время над могилой Афанасия Младшего вместо лестницы была построена деревянная часовня, через 100 лет на ее месте возвели небольшую каменную церковь в честь Афанасия Старшего, а в 1878 году был основан Серпуховский Высоцкий Зачачевский монастырь 500. В честь юбилея была построена и освящена большая церковь в честь Сергия Раднежского, первого настоятеля монастыря.
Восстановление памяти и приобретение артефактов произошло во второй половине 20-го века. Церковь над гробницей была разрушена из-за отсутствия архитектурной и исторической ценности. Вместо этого была восстановлена лестница, позволяющая добраться до могилы монаха, и 12 сентября 1994 года, в день, когда монах лег в постель живой богини, его нетленные мощи были открыты и торжественно перенесены в церковь заступничества.
В октябре 2004 года монах был канонизирован как святой Всеобщей Церкви.
Труды
Монастырь с его ценобитным уставом требовал измененного текста богослужения. В специальной обители обитатели молились в основном в своих кельях о спасении своих душ. Молитвы о спасении всего мира распространялись по всей общине кенобитов. Изменения в дисциплине отражаются на проведении служб.
Афанасий Младший, став первым пастырем Высоцкого монастыря, участвовал в написании монастырских книг и лично пересматривал содержание литургических документов.
Иконография
Сохранились монастырские иконы, датируемые 17 и 18 веками. На иконе из его гробницы изображен старец в полный рост в монашеском одеянии, с темной бородой, касающейся груди, и волосами, доходящими до плеч. В левой руке он держит четки, а правой благословляет их.
Вариант иконографии святого Афанасия конца 20 века (в одежде Скумника).
- Пояс с куклой, посох в левой руке.
- Ростово. Глаза закрыты, руки скрещены на груди.
- Посох аббата с монастырем на заднем плане.
Групповые иконы включают изображения монахов рядом с преподобными Сергием Радонежским и Афанасием Старшим.
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Облики божия божия — будьте терпимы душою, сердцем, слободою, и духом наблюдательны / Читайте Афанасия, и лубовь ко всем работникам божиим, / И сие удовлетворяет молитве, труду, и добродетели тленной. / Откажись от него совсем, / Я молю святую тройку.
Кондак, глас 8 (Подобен: Яко начатки естества)
Он был в мире сем, представленном Афанасием, / Как добрый уважающий себя сотник, / Следящий за утверждением, / Бог заставляет многие души выбирать события во спасение: / Он молится и ему, / Дай нам топливо и дай нам царство.
Молитва первая
О, пастор и богоборец Афанасий! У вас, оружие, есть надежда на работу, огромное, огромное желание выйти из нее в молитве и посте, был ESI, были монахи в деле, но мы все будем солидными учителями. Теперь, по своим причинам, молитесь о жизнеспособности вашего земного, неизреченного Царя, о его жизнеспособности, об этой идее расслоения вашей деревни, об идее любви к вашей любви. Резина. Я прошу Милошчи быть хорошим, но благословенная канцелярия земли, она, скорее всего, дает души, она дает вам жизнь тварей и покаяние, в том же духе, в том же духе, наслаждаясь теми же пряничными жвачками и весельем и пошлостями своего царствования. Аминь.
Молитва вторая
О, чудесная, славная, крещеная, чем команда Boom Brothers! К тебе́, я́ко ско́рому и избра́нному спасе́ния на́шего хода́таю, Богоизбра́ние! нному духо́вных во́инств воево́де, ору́жием моли́твы твоея́ победи́телем над враги́ я́вльшуся, пред ра́кой святы́х моще́й твои́х припа́дающе, преподо́бне о́тче на́ш Афана́сие, вседу́шно прибега́ем: не отврати́ся на́шея нищеты́, моле́нию на́шему внемли́, и от сего́ Свята́го, Бе́д На́с, спаси́те со́рт Су́рии, и он Я буду. Вырежьте своих малышей и поместите их в подарок. От пагубного поражения управляет um Nash, сердце очищается, освящается, жестоко одобряется и оскверняется sec. От видимых и невинных врагов спасаешь, а за страстями победителем выходишь, производя святость в постоянстве Господнем, делая все оскудение очищением, мы довольны о состоянии Божием, и с нетерпением ждем Мы стремимся к этому. Святая святых сынов и душ, ныне и во веки веков. Аминь.