Церкви, монастыри и усадьбы Калужской области

Главная » Ферзиковский район » Село Городня. Усадьба Голициных

Село Городня. Усадьба Голициных

 

 
ГОРОДНЯ — деревня Ждамировской сельской администрации Ферзиковского района Калужской области, в 10 км от Калуги. Архимандрит о. Леонид (Л. А. Кавелин) считал Городню местоположением древнего Городенска, упоминаемого под 1158 как удел сына Юрия Долгорукого — Бориса. В духовной грамоте Ивана Калиты (1328) вол. Городенка в числе других передавалась его сыну Симеону. По духовной грамоте Дмитрия Донского в 1389 Городня досталась старшему сыну Василию. От древнего Городенска остались небольшое разрушенное городище, занятое ныне строениями и огородами, и селища по склонам р. Городенки. В писцовых книгах 1631 Городня упоминалось как сельцо Чертовское, вероятно, от слова «черта» — граница. Здесь, как и вдоль всего окского берега, проходила засечная черта. Окрестными местами издавна владели бояре Хитрово, затем князья Голицыны, связанные с ними родством. Городня была имением князей Голицыных с сер. XVIII в. вплоть до революции 1917. Усадьба начала складываться в XVIII в., окончательно отстроена по проекту А. Н. Воронихина в 1798.
История Городни XVIII— XIX вв. связана с именем Натальи Петровны Голицыной (урожденной графини Чернышевой, 17.01.1741—20.12. 1837). Представление об усадьбе даёт альбом литографий «Собрание видов села Городни и его окрестностей», выполненных С. Лукиным (нач. XIX в.). Усадьба включала в себя главный дом, флигели, официантские и поварню, оранжерею, фруктовый сад, регулярный и пейзажный парки, церковь, баню, хозяйственные постройки: скотный двор, ригу, погреб. Двухэтажный дом — главное здание усадьбы - каменный с ризалитом и лепным гербом на фронтоне. Боковые фасады украшены тройными окнами. Это загородный павильон, предназначенный для приемов, обедов, балов. Внутренние покои дома отличались изысканным живописным и лепным декором.
Плафоны украшали росписи гризайлью на античные мотивы и арабески (интерьер уничтожен во время Великой Отечественной войны). Слева и справа от основного дома находились деревянные одноэтажные флигели с антресолями и террасами; в левом жила княгиня, в правом - её дочь (оба строения не сохранились). Четырёхколонные портики украшали двухэтажные корпуса официантских, фасады которых прорезали арки въездов в хозяйственные дворы. Вдоль задних фасадов корпусов тянулись двухъярусные деревянные галереи. Домовая церковь Спаса (XVIII в.) - одноглавый двухсветный храм с высоким куполом. Южный и северный фасады церкви украшали пилястры. Материалом для строительства хозяйственных построек служил белый камень, а для откосов, сводчатых перемычек над оконными проёмами и арок использовали кирпич. Двор со стороны улицы опоясывал деревянный навес с обитой тесом наружной стеной, в центре которой располагался въезд. В описании Городня 1782 упоминалось «два сада, один регулярный, другой с плодовыми деревьями». Территория фруктового сада в настоящее время частично застроена. Регулярный парк «Роща» в плане — прямоугольник 180 х 380 м с продольной центральной и 8-ю диагональными аллеями, сходящимися в центре на круглых площадках. На центральной площадке прежде стоял обелиск. Напротив парка находились въездные ворота. К 90-м гг. XVIII в. относится - устройство пейзажного парка (между р. Городенкой и домом). Дорога на западе от церкви вела к «верхнему» парку с искусственным прудом прямоугольной формы. Расположение троп, дорожек, деревьев было тщательно обдумано, все особенности рельефа - склоны, холмы — тонко обыграны. Далее до р. Городенки спускался «нижний» парк с прогулочными дорожками, полянами и небольшим прудом. В 1918 в Городне была образована первая в Калужской губернии крестьянская коммуна «Красный городок». Сохранившиеся постройки усадьбы используются в настоящее время. В главном доме размещена школа, в церкви были мастерские, рига использовалась как гараж.
Калужская энциклопедия. Калуга, 2005. С. 132 - 134.
 
 
Некоторые исследователи считают, что древний Городенск, упоминаемый в летописи под 1158 г., волость Городенка, названная в духовной Ивана Калиты 1328 г., и, наконец, Городня, именование которой встречается в грамоте 1350 года, — та же деревня Городня, которую Дмитрий Донской в 1389 г. среди других владений завещал своим наследникам.
Писцовые книги 1631 г. также упоминают сельцо Городню, часть которого входила в поместье, а часть — в вотчину некоего «Епифантия Клементьевого сына Хитрово». Но в XVIII в. Городня считается уже издавна принадлежащей Голицыным.
Со второй половины XVIII века владелицей Городни была Н. П. Голицына, которую обессмертил Пушкин в образе старой графини в «Пиковой даме».
В ранней юности Наталия Петровна танцевала на придворных балах Елизаветы. Обладая властным и независимым характером, она играла заметную роль в петербургском высшем свете и пользовалась исключительным вниманием со стороны императорской фамилии. Даже в старости она продолжала выезжать и появляться при дворе Александра I и Николая I. Подобно героине Пушкина, она на склоне лет «участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу разрумяненная и разодетая по старинной моде».
Княгиня, родившаяся в 1741 г., более чем на полвека раньше Пушкина, пережила поэта, скончавшись 20 декабря 1837 г.
Мы обязаны Н. П. Голицыной единственным дошедшим до нас документом, подтверждающим авторство Андрея Никифоровича Воронихина в создании ансамбля усадьбы Городни. В письме от 1798 г. к дочери С.В.Строгановой княгиня, очень довольная всеми строениями, возведенными в усадьбе в ее отсутствие и ее личным флигелем, законченным уже при ней, просит передать свою благодарность «Андрэ», составившему проект.
Молодой Воронихин, крепостной графа А. С. Строганова, хотя и получил вольную в 1786 г., но продолжал в 1790-х гг. оставаться «своим художником» в семье графа. Вполне естественно, что «Андрэ» поручили составить проект застройки усадьбы княгини, на дочери которой, Софье Владимировне, в 1793 г. женился П.А.Строганов.
Подобно строгановской даче в Петербурге и дому в подмосковной усадьбе Братцево, построенных Воронихиным, двухэтажный дом в Городне не был, по существу, жилым зданием. Небольшой, скромный, но очень изысканный, он являлся загородным павильоном, предназначенным для устройства в нем парадных приемов, торжественных обедов и блестящих вечеров. Обычно ко дню именин княгини летом в Городню съезжались ее дети со внуками и правнуками, гости из Калуги, из соседних усадеб и из Москвы. Одно из этих ежегодных празднеств (1825) детально описано в журнале «Сын Отечества». Очерк дает представление о количестве съезжавшихся гостей, о характере пышных семейных торжеств у богатых дворян в начале XIX в., а также содержит некоторые сведения об усадебном парке.
Если в Городню полями и перелесками пройти 4-километровый путь от Грабцева, то дорога приведет на расположенную пол прямым углом к основной композиционной оси усадьбы деревенскую улицу, к которой примыкает парадный двор усадебного центра, отделенный от нее остатками каменной ограды с металлической решеткой (илл. 91). Двухэтажный главный дом стоит в глубине небольшого курдонера, где в свое время были разбиты великолепные цветники. Возведенный почти на краю крутого склона высокого холма, дом другим своим фасадом обращен к расположенному в низине пейзажному парку с большим и малым прудами, овражками, холмиками, живописными группами деревьев.
Два боковых жилых флигеля и корпуса официантских строго симметрично, в соответствии с традициями XVIII в., были поставлены слева и справа от главного дома по обеим сторонам парадного двора.
Одноэтажные деревянные флигельки (с антресолями и террасами), в одном из которых жила сама княгиня, а другой занимала ее дочь, графиня С. В. Строганова, приезжавшая к матери погостить, давно исчезли. Довольно плохо сохранились и каменные двухэтажные официантские, построенные «глаголем» и выходящие одним крылом в курдо-нер, а другим на улицу.
Небольшой регулярный парк, существовавший уже в середине XVIII в., разбит по другую сторону улицы. И, хотя его центральная аллея ориентирована по главной оси дома и ворот, ведущих в парадный двор, такое необычное расположение парка дает основание предполагать, что изначально главный дом стоял на площадке, которая теперь считается концом парка, но где в свое время он начинался.
Воронихин, выбрав для постройки основного усадебного комплекса другое, более живописное место, расположил его по композиционной оси старого дома и парка и, таким образом, включил его в новую планировку.
Вдоль улицы, по обе ее стороны, вправо и влево от усадебного центра, растянулись хозяйственные строения середины XVIII в. В некотором отдалении стоит сильно испорченная маленькая Успенская церковь, по-видимому, ровесница первого усадебного дома.
Главный дом внешне не претерпел существенных переделок: сохранились строгая симметрия и трехчастное членение фасадов с расположенными по их центру выходами в первом этаже и полуциркульными окнами над ними — во втором. Уцелела их скромная декоративная отделка: руст стен нижнего этажа, замковые камни над проемами, оконными и дверными, и круглые нишки с лепной розеткой по обе стороны полукружий верхних окон. Герб Голицыных украшает фронтон центрального, еле заметно выступающего ризалита главного фасада. Изящные балясинки (ныне утраченные) — имитация ограждения балкона — придавали полуциркульным окнам вид лоджий.
Пожар во время Великой Отечественной войны полностью 170 уничтожил интерьер дома. Но отдельные фотографии начала нашего столетия доказывают, что внутри дом был роскошно отделан в стиле русского классицизма конца XVIII в., в стиле, свойственном раннему периоду творчества Воронихина. Тонкий по рисунку лепной декор и роспись плафонов украшали парадные апартаменты.
В центральном зале второго этажа Воронихин еще раз повторяет излюбленный им в те годы прием пространственного членения интерьера на две части по высоте, примененный им в минералогическом кабинете Строгановского дворца и в гостиной на втором этаже в Братцевском доме. Надстроив над средней частью зала небольшой бельведер, он добился и здесь значительного пространственного эффекта.
Двухэтажные корпуса официантских когда-то имели четырехколонньиз портики, выходящие на парадный двор. Фасады их со стороны улицы и сейчас прорезают большие арки въездов в хозяйственные дворики, которых не было видно ни с курдонера, ни с улицы благодаря П-образному плану этих зданий. Частично уцелели и двухъярусные деревянные галереи, расположенные вдоль задних фасадов обоих крыльев корпусов.
Маленькая бесстолпная Успенская церковь середины XVIII в. когда-то была не скромным сельским храмиком, а нарядной домовой церковью, предназначенной для посещения ее только владельцами усадьбы и их дворовыми.
В перекрытой высоким куполом одноглавой церковке с овальными окнами второго света, с несколько вычурным, но изящным обрамлением, южный и северный фасад которой обработаны четырьмя пилястрами, заметны отзвуки барокко. Даже по сравнению с очень низенькими трапезной и пятигранной апсидой основной храм все же кажется миниатюрным. От большого количества существовавших при Н. П. Голицыной хозяйственных построек уцелела лишь незначительная часть.
Но существующие строения (используемые почти все до сих пор по прямому назначению) — скотный двор, погреб, ограды, конюшни, рига — блестящий пример мастерства неизвестных нам строителей XVIII в. Сочетанием рваного белого камня, основного строительного материала, из которого сложены службы, с кирпичом, использованным для откосов, сводчатых перемычек над оконными проемами и разгрузочных арок в кладке стен, контрастом фактуры и цвета созданы подлинные произведения искусства. Из всех этих зданий особенно интересно одноэтажное строение, условно теперь называемой «ригой», расположенное «покоем» вокруг почти квадратного двора.
Со стороны улицы двор замыкает деревянный навес с обшитой тесом наружной стенкой, в центре которой расположен широкий въезд во двор. Торцовые фасады двух боковых белокаменных крыльев, а также оба наружных угла строения обработаны в виде крошечных кирпичных павильончиков с пилястровым портиком, завершенным пологим фронтоном, и угловыми рустами. Оконные проемы трех крыльев П-образного здания выходят во внутренний двор. Кирпичные откосы и арочные перемычки окошек, высоко поднятых над уровнем земли, красочными пятнами выделяются на белокаменных стенах. С внешней стороны глухие стены, сложенные из неотесанных камней разной величины, эффектно и ритмично расчленены кирпичными разгрузочными арками.
Небольшой регулярный парк, расположенный, как уже сказано выше, напротив парадного двора усадьбы и решенный строго симметрично, включает два квадратных участка, в середине которых сходятся звездообразно восемь аллей. Эта «Роща», так называли старый парк Голицыны, была устроена еще в начале XVIII в. В описании Городни от 1825 г. говорится, что «одна половина оной насажена ее прабабкой, а другая попечением самой княгини».
Изначально аккуратно стриженные шпалерами липы невысокими сплошными зелеными стенками оформляли радиальные аллеи, направленные к центру обоих квадратов.
В середине парка, где центральная аллея пересекается средней поперечной, разделяющей площадь «Рощи» на два квадрата, стоял обелиск. Подобными «малыми формами» любили в XVIII—XIX вв. украшать сады и парки.
Ныне же парк в пасмурные дни производит немного мрачное впечатление. Местами старые липы сомкнули свои мощные ветви над аллеями, которые теперь кажутся недостаточно широкими. Зато в жару удивительно хорошо гулять под лиственными сводами.
В описании села Городни 1782 г. упоминаются только «два сада, один регулярный, другой с плодовитыми деревьями». Фруктовый сад, расположенный по соседству со скотным двором, существует и сейчас. Устройство же третьего пейзажного парка относится, очевидно, к 1790-м гг., когда Воронихин возводил новый ансамбль усадебного центра.
Нет сведений об его участии в создании чудесного парка между домом и речкой Городенкой. Возможно, что для этой цели был приглашен тот же английский садовод, работой которого по парку при строгановской даче на Черной речке так восхищался А. С. Строганов в своих письмах к жене сына. Пейзажный парк в Городне, безусловно, произведение большого мастера садово-паркового искусства.
Направо и налево от террасы перед главным домом, поставленным высоко над обрывом, спускаются по менее крутым склонам холма две дорожки. Они подводят с двух сторон к концам большого верхнего пруда сильно вытянутой формы, к довольно высокой и широкой насыпи — дамбе, окружающей пруд и отделяющей его от нижнего парка.
Местами этот земляной вал теперь осыпался, и берег пруда заболочен; но прекрасно сохранилась прогулочная дорожка по насыпи его западного берега. Пройтись по ней — исключительное наслаждение. Отсюда хорошо виден в разных ракурсах главный дом, возвышающийся над деревьями, растущими на склоне холма. То выглядывая из-за листвы, то скрываясь за ней, дом, господствующий над природным окружением, как бы показывает себя со всех сторон. В тихих водах пруда колеблется его отражение.
Значительно ниже насыпи — дамбы расположена часть парка, устроенная на слегка волнистом рельефе и спускающаяся до речки Городенки. Это так называемый «нижний сад», где также есть пруд (правда, небольшой), искусно составленные группы деревьев и солнечные поляны. Парк доходит до оврага, за которым начинается лес.
Лучше всего добираться из Калуги до Городни по шоссе по направлению к Никольскому перевозу через Оку; не доезжая Ждамирова, надо свернуть налево на проселочную дорогу, подводящую к усадьбе со стороны пейзажного парка. Рельеф местности не позволяет издалека охватить взглядом усадьбу при подходе к ней. Оттого особенно эффектно внезапное появление видовой перспективы — темно-зеленого квадрата густой зелени и белоснежного кубика дома на крутом холме, придающего еще большее очарование красоте окружающей его природы.
Фехнер М.В. Калуга. Боровск. С. 166 – 176.
 
Название «Городня» («Городенка») впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты, но точно ли в ней идет речь об этой расположенной близ Калуги местности, с уверенностью сказать нельзя. По писцовым книгам сельцо Городня, вотчина Епифания Климентьевича Хитрово, известна с 1631 года. В прежние времена Городню называли еще Чертовским. Это была одна из старейших вотчин князей Голицыных, перешедшая к ним через связанные родством фамилии Хитрово, Бегичевых и Стрешневых. Городня принадлежала Голицыным с середины XVIII века до 1917 года.
Почти полвека Городней, расположенной к северо-востоку от Калуги, в четырех верстах от Грабцева, владела знаменитая «усатая княгиня», бригадирша Наталья Петровна Голицына (1741 — 1837) — прообраз пушкинской «пиковой дамы», прославившаяся своим волевым и властным характером и независимостью суждений. Ее мнение нередко становилось высшим приговором общественного мнения.
Ко дню именин Н.П. Голицыной, которые праздновались летом, в Городню съезжалось большое количество гостей из Калуги и Москвы, а также ее дети и внуки. В своем доме она всех гостей принимала сидя и только для императора могла сделать исключение.
В Городне у Н.П. Голицыной было большое хозяйство, включавшее, помимо господского дома со службами, каменные скотный и конный дворы, оранжереи, погреба, ригу. Из этого большого числа хозяйственных построек до наших дней почти ничего не уцелело.
Усадебный ансамбль в Городне был создан еще в первой по-
ловине XVIII века, но с тех пор он не раз перестраивался. В середине XVIII столетия здесь стояли деревянный господский дом с двумя каменными флигелями и службами, при котором был разбит регулярный липовый парк с белокаменным обелиском в центре. Когда усадьба перешла в руки Голицыных, она была значительно перестроена. Сохранилась только Успенская церковь, возведенная в первой половине XVIII века.
«Я нашла здесь по приезде законченное крыло нового здания, исключительно красивого, — писала Н.П. Голицына своей дочери СВ. Строгановой в конце лета 1798 года. — Послезавтра я туда переезжаю... Хорошенько поблагодари от меня Андре, это он сделал план». Андре — прославленный зодчий Андрей Воронихин, строитель Казанского собора в Петербурге и усадьбы Строгановых в Марьине. Бывший крепостной Строгановых, он получил вольную в 1786 году и долгое время оставался «своим художником» в семье Строгановых. По его проектам в конце XVIII века была осуществлена реконструкция усадьбы в Городне, дочь хозяйки которой, Софья Владимировна Голицына, вышла замуж за П.А. Строганова.
Двухэтажный голицынский дом в Городне был летним. Выстроенный из дерева и штукатуренный, он оформлен подчеркнуто скромно. Его фасад украшают только лепной герб Голицыных и большие полукруглые «итальянские» окна. Интерьеры дома были оформлены весьма изысканно, их украшали тонкая лепка, росписи, изразцовые печи. Все внутреннее убранство дома погибло во время Великой Отечественной войны.
По обеим сторонам от дома стояли два несохранившихся деревянных флигеля. В левом во время своих приездов в Городню жила сама Н.П. Голицына, а в правом — ее дочь. Помимо флигелей, небольшой парадный двор с клумбой в центре ограничивали два «официантских» корпуса и решетка на каменных столбах с воротами, перед которыми лежали каменные сфинксы.
Весь усадебный ансамбль стоит на насыпной террасе над прудом, на берегу которого начинается пейзажный Нижний парк. Над его созданием, как считают, работал высококлассный английский специалист. На опушке парка некогда стоял «Новый павильон», от которого уцелели только фундаменты.
Тщательно, с учетом всех особенностей рельефа спланированный парк в Городне сильно пострадал от времени. Несколько раз ураганы валили множество деревьев в парке, а в 1965 году ветром сорвало даже крышу с главного дома.
 
Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. С. 306 – 308.
 
 
В 1759 г. в Московскую консисторию поступила челобитная князя Бориса Васильевича Голицына с просьбой построить в Городне церковь. Консистория отказала в строительстве церкви ввиду малочисленности прихожан. И только обращение в Святейший Синод позволило осуществить благое дело. Своим решением от 20 декабря 1759 г. Синод позволил построить каменную церковь на правах домовой.
Престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, память 15/28 августа.
Церковь была приписана к Воскресенской.
Ближайшие церкви: на северо-востоке Воскресенская на Дубровке в 3 км, на юго-западе Рождество-Богородицкая в селе Калужка в 3 км.
Недалеко от церкви находилась земская школа, открытая в 1897 г. в доме князя Голицына.
Приходские селения: Городня и Натальино (по состоянию на 1914 г., когда церковь значилась приходской).
Закрыта в 1929 г. и приспособлена под ремонтные мастерские колхоза им. Ленина. Церковное здание постепенно разрушается, через алтарную часть прошла трещина.
При строительстве колхозных мастерских было ликвидировано кладбище.
По В. Легостаеву Храмы Калужского уезда. Калуга, 2001.


2006 г.


2006 г.


2006 г.


2006 г.


2006 г.


2006 г.


2006 г.


2006 г.


2006 г.


2006 г.


2006 г.


2006 г.
[1]234 Следующая страница