Церкви, монастыри и усадьбы Калужской области

Главная » Козельский район » Село Березичи. Церковь Николая Чудотворца

Село Березичи. Церковь Николая Чудотворца

 

Деревянный храм в честь свт. Николая (ХУII-ХIХ вв,, не сохранился) О самой первой, некогда деревянной, церкви села Березичи доподлинных сведений у нас нет. Мы не знаем, чьим коштом и когда она была возведена, Скорее всего, из-за давности построения здешнего деревянного храма в честь свт. Николая Чудотворца, даже и в консистории сведений мы не найдем.
Все в области догадок и предположений. Известно точно только одно.
Когда в конце XIX века Н. И. Рошефор описывал церковные памятники Калужской губернии, то о нашем березическом, тогда уже каменном храме, он упомянул, что он был построен в 1845 году «взамен прежней, пришедшей в ветхость» церкви. Именно старость существовавшего прежде, как мы видим, и стала причиной возведения нового храма. Следовательно, деревянная наша святыня закончила свой век совершенно естественно. Быть может, какое-то время она даже и сосуществовала рядом с новым каменным храмом. Дальнейшая судьба ветхой постройки нам опять же не известна. По одному из деревенских преданий, как только закончилось строительство каменного храма, бревна разобранной прежней деревянной церкви были вывезены бережно в Белев, где из них вновь собрали здание для христианского богослужения.
Эта легенда весьма спорна, Для нашего богатого лесом края возить хоромный лес, да к тому же гнилой, за десятки верст не свойственно. Скорее всего, было совсем по-другому.
В традициях того времени существовал особый порядок обращения со святыми для селян останками деревянных старушек-церковок. Церковный сруб аккуратно разбирали, брёвна отвозили в поле и палили огнём. Затем пепел ссыпали в речные или озёрные воды и тогда селяне с грустью прощались с тем, что оставалось от сгоревшего. Старинный антиминс заделывался в десной столбец нового церковного престола. Это подтверждается судьбой большинства деревянных храмов, взамен которых возводились новые. Скорее всего, так случилось и в Березичах. Как бы-то ни было, но до современного каменного церковного здания долгие годы, быть может много больше и ста лет, простоял в Березичах деревянный храм в честь свт. Николая Чудотворца.
Мы можем с большой долей вероятности представить себе то, как выглядела деревянная церковка. В старину существовало правило, по которому, в большинстве случаев, внешний вид нового каменного храма должен был по возможности соответствовать виду прежнего, пусть даже и деревянного, строения.
Следуя этому обстоятельству, мы нашли среди множества русских деревянных церквей одну, вид которой, на наш взгляд, в наибольшей степени может соответствовать образу деревянной церкви села Березичи, которая существовала в XVII веках. Те же, что и у нынешней церкви два кубических объема, причем главный покрыт куполом. Пусть только двухэтажная, но похожая на современную колоколенка. Все просто и органично. (Рис.1)
О времени создания первого деревянного храма в Березичах. Надо полагать, что наиболее вероятным временем появления в Березичах деревянной церкви являются первые десятилетия XVII века. Именно тогда была создана Крутицкая Митрополия и благодаря стараниям митрополита в короткое время в большом по протяженности приокском районе было возведено несколько сотен деревянных храмов. Скорее всего, случилось так и в Березичах.
Тогда, после 1625 года видимо и село Березичи оформилось не только как самостоятельное обжитое место, но и стало центром церковного прихода, В ту пору, скорее всего, и была возведена самая первая церковь во имя свт, Николая Чудотворца, Но это такие давние исторические времена, что говорить о них что-либо более конкретное мы вряд ли можем.
Что касается первых устроителей церкви.
В начале XVII века к Козельску приблизился богатый род Чичериных. Первая крупная раздача дворцовых земель здесь произошла в 1610 году. Тогда, «за московское осадное седение царя Василия Ивановича» и получили земли Чичерины.
Весной 1613г. козельский «выборный» Иван Чичерин участвовал в подписании грамоты об избрании на престол царём и самодержцем Михаила Федоровича Романова. С 1619 по 1622 годы на царской службе в Козельске состоял боярский сын Алексей Васильевич Чичерин,Чичерины - очень богатые землевладельцы. Различным представителям этого рода частично или полностью принадлежали козельские сёла Костешево, Кононове, Полошково, Сорокине, Хозцы, Ивановское, Меренищи, Верхние Прыски, Долгое, а ещё многодворные деревни Иваниловка, Катаргинка, Шемякино, сельцы Клюксы и Деревенька, Да ещё пустоши Бобровка, Вельяшева, Кузнецова, Скуратова, Скороходова. Кто-то из этого рода и мог быть в числе первых, кто построил в Березичах деревянную церковь. Скорее всего, это Андрей Григорьевич Чичерин (1605-1697).
В 1629 году, что следует из царских грамот, село Березичи «по жеребью» было пожаловано этому царскому стряпчему в поместье. Вполне могло стать так, что эту дачу он получил за заслуги своего отца Григория Петровича Чичерина (ум, В 1635г.), который был воеводой в Галиче ив 1618 году, в царствие царя Михаила Фёдоровича, вместе с Барятинским был послом в Персии.
Сам Андрей Григорьевич Чичерин был тесно связан с Козельском и, скорее всего, жил в городе или даже в Березичах.
Судьба этого боярина была суровой. Его брат Иван Григорьевич в 1656 году был убит ядром под Ригою во время войны России со Швецией, два его сына Иван и Федор, а также внуки Василий и Федор погибли в битве под Полтавой в 1709 году.
Жена - Ирина Фёдоровна, урождённая Домогацкая, родила дочь, которая умерла в 17 лет от роду. Вслед за дочерью умерла и мать. После смерти жены в 1684 году Андрей Григорьевич ушёл в Шеровкин монастырь, бывший в Перемышле, В монашестве он получил имя Авраамий, а затем, восприняв схиму, был переименован в Андрея.
Прожив без малого 92 года, А.Г.Чичерин в 1697 году был похоронен в этом монастыре.
Некоторые более поздние факты из хроники Березич позволяют предположить, что его самыми ранними совладельцами, а следовательно и устроителями деревянного храма, вполне могли быть также и Воейковы, У московского дворянина С.П.Воейкова, например, в 1620 году была отобрана часть земель в 3-15 верстах от города для расселения 125 казаков атамана Павла Борисова, присланных в Козельск из Можайска и Ярославля для несения службы по охране засечной черты. Эти белопоместные «можайские» казаки, принимавшие участие в обороне Москвы и Можайска, а также «ярославские» казаки, которые подняли в 1618 году мятеж и после Деулинского перемирия возвратились на службу в Ярославль к князю И.Б.Черкасскому, как раз и обосновались с 1620 года в Березичах. Они владели частью земель села еще не один десяток лет и тоже вполне могли быть в числе устроителен здесь первого деревянного храма.
В той старенькой деревянной церкви, при непосредственном участии неизвестных нам сегодня приходских священников, произошли многие важные для прихожан события, характерные для всей нашей русской православной церкви:
осуществлялось благословение селян и казаков на службу и работы по обустройству засечной черты за Жиздрой (с 1630г.);
проведено возложение первого антиминса, на котором покоилось бывшее еще рукописным Евангелие (1675г.);
организованы исповедания с обязательным ведением исповедных ведомостей (1697г.);
налажен церковный учет православного населения села (1702г.) и начато ведение метрических книг по формам, разработанным Синодом (1724г,);
объявлены прихожанам многие церковные, царские и правительственные постановления, например царское обращение к народу с призывом выступить за Веру и Отечество, а также указа русского императора о формировании народного ополчения (1812г.) и др.
Все было, но началом тому была скромная, выбеленная дождями деревянная церковка села Березичи и шаги по ее устройству со стороны глубоко верующих людей.
Судьба храма, поддержание его в должном состоянии, неоднократная перестройка и обновление были тесно связаны в первую очередь с прихожанами - жителями села Березичи и приписанных деревень. Но и потомки А.Г. Чичерина и их родственники Домогацкие, Камынины, Челюсткины, Приклонские, Пушкины и др. сыграли в ней значительную роль.
Среди них:
майор кавалерии Иван Андреевич Чичерин - вместе с братом Федором Андреевичем геройски погиб в битве под Полтавой в 1709 году; полковник Василий Иванович Чичерин (1700-1745) и его жена Лукия Васильевна Приклонская (1705-1765);
Анна Васильевна Чичерина (1730-1793) - двоюродная бабушка А.С. Пушкина. Это она основала среди села у церкви усадьбу, правильнее сказать «барский дом», при ней же было положено и начало фруктовому саду, разбитому неподалеку от дома у церкви. Барыня умерла в девичестве и похоронена в Донском монастыре в Москве; Варвара Васильевна Чичерина (1743-1825)» ее прах покоится в Оптино и о ней напоминает чудом уцелевший могильный камень на кладбище у монастырской стены;
Василий Львович Пушкин (1766-1830) - дядя А.С. Пушкина, некоторое время являлся владельцем села Березичи, скорее всего в совладении с Чичериными.
Все эти и многие другие замечательные люди владели здешними землями и вместе с прихожанами всячески радели за деревянную церковь вплоть до князей Оболенских, поставивших в Березичах новый каменный храм.
В первой половине XIX века в 15-ти верстном районе от города Козельска было 74 селения, в которых насчитывалось 1786 дворов. Во всем уезде было в общей сложности 59 сел, 85 селец и 137 деревень. В городе Козельске было 7 каменных церквей, в уезде 26 деревянных и 29 каменных храмов.
В 1845 году из села Березичи на многие версты окрест, вплоть до Оптиной, зазвучал чистый голос большого церковного колокола и подголоски десятка (по некоторым сведениям до двадцати) различных по высоте звучания малых колокольцев. На этот раз с высоты новой каменной колокольни. Голос нашей церкви был узнаваем среди голосов других отовсюду.
Сегодня трудно представить внутреннее убранство церкви. Не известна судьба иконостаса старинной деревянной церквушки, преданной в поле огню в середине XIX века. Часть икон из него видимо была помещена между трапезной и алтарём нового каменного храма. Большинство наиболее древних икон, скорее всего, было роздано по деревне. Впрочем, иконостас мог быть заполнен полностью новыми иконами, написанными в иконописной мастерской города Козельска, одной из немногих во всей Калужской губернии.
Несомненно, в нижнем ряду, составленном из икон разного сюжета, рядом с Царскими вратами была помещена главная храмовая икона. На ней был изображен лик свт. Николая Чудотворца, Его заступничество считалось на Руси во все времена наиболее надёжным, а молитвы к нему самыми доходчивыми. Были в храме иконы с Георгием Победоносцем, покровителем большинства князей, воинов и армий.
Подбор икон в церкви учитывал и покровителей князя-храмоздателя, которым стал Александр Петрович Оболенский (31.12.1780-18.04.1855). Это был замечательный человек. За подвиги во время кампании 1808 года, а князь принимал участие в сражениях под Гейльс-бергом и Фридландом, он был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость». Активный участник войны 1812 года. За участие в битве под Люценом был награжден орденом Св. Георгия 4-ой степени. Имел ряд наград и за отличие в битвах под Грос-Гертеном, Кульмом и Лейпцигом.
С 1825 по 1831 год Александр Петрович Оболенский являлся калужским губернатором. В 1831 году он был назначен сенатором и почетным опекуном Московского опекунского совета. В 1832 году управлял Военно-сиротским училищем, был судьею Московского совестного суда. Закончил службу в чине действительного тайного советника.
Не только своими государственными делами в Санкт-Петербурге и Москве был знаменит Александр Оболенский. Уважали и помнили его заслуги и калужане. В 1854 году во время сбора губернского ополчения по случаю начавшихся военных действий на российско-турецкой войне калужское дворянство вышло с просьбой к Александру Петровичу Оболенскому дать согласие стать начальником калужского ополчения. Однако в виду преклонного возраста князь отказался от этого почётного предложения, Александр Петрович Оболенский был первым, кто открыл для своих княжат, детей и внуков широкий сельский мир Березич, заложил «экономические» традиции на селе.
Это с него начались здесь и продолжили успешную деятельность многие годы при при детях князя сельские «помещичьи заводы» в Березичах: свеклосахарный; по изготовлению писчей бумаги; винокуренный; завод плоской черепицы и многие другие, вплоть до Стекольного.
Не случайно свою особую благодарность этому месту князь выразил именно тем, что построил новый Никольский каменный храм. В истории его строительства больше вопросов, чем ответов. Не известно, как и когда он был заложен. Это был торжественный момент. Как правило, закладка осуществлялась в присутствии заказчика, при этом старались, чтобы день этот совпал с днем патрона церкви. Поскольку для Березич таковым являлся свт. Николай Чудотворец, значит наиболее вероятным днем закладки храма было 22 мая (Никола-вешний). 19 декабря (Никола-зимний) это вряд ли могло случиться.
Дело в том, что строительный сезон длился обычно 5 месяцев (с апреля по сентябрь) примерно 120 рабочих дней без воскресений и праздников. Завершение работ обычно приурочиваюсь ко дню Воздвижения, то есть 14 сентября.
Между тем можем примерно определить год начала строительства храма. Подсказкой служит тот факт, что наша двухпрестольная церковь имеет теплый придел во имя вмч. Екатерины.
Дело в том, что среди многочисленного потомства князя-храмоздателя А.П. Оболенского, а у него от жены Аграфены Юрьевны (в девичестве Нелединская-Мелецкая) за 19 лет совместной жизни было 11 детей. Среди них дочь Екатерина Александровна (в замужестве Зубова). В августе 1843 года, возможно после продолжительной болезни, Екатерина умерла в возрасте 32 лет. Быть может на помин ее души или во избавление от тяжелого недуга и принял тогда князь решение строить храм с приделом во имя вмч. Екатерины.
Следовательно, храм мог быть заложен, весной 1843 года, когда дочь была еще жива или весной следующего года, уже после кончины Екатерины.
Церковь была построена за один-два года, при этом расходы, по опыту строительства аналогичных церквей в того времени, могли составить что-то около 9 тысяч рублей. Из них примерно 6 тысяч могло уйти собственно на строительство и ещё 3 тысячи - на приобретение утвари. О том, много это или мало, можно судить по тому, что по ценам того времени корова стоила 30, а лошадь - 50 рублей.
Храм был построен по тем временам быстро, того требовала ситуация в семье Оболенских. В этом одна из причин, что строение отличает строгость и упорядоченность архитектуры, простота убранства без какой-либо парадности. Некогда было, время не ждало, Было и еще одно обстоятельство тому, чтобы храм имел самые простые формы. Нужно было учитывать мастерство и наличие к тому времени кирпичников, которые должны были выполнять строительные работы. В состав артели строителей, которые собирались из окрестных козельских деревень и сел, можно было включить не многих.
Дело в том, что в это время в уезде вообще много возводилось кирпичных построек, а церковных в особенности. Поэтому кирпичников, как их называли «владычных ребят», приходилось буквально обучать ремеслу на месте, Это уже потом, пройдя «практику» в 1843-1845 гг. на строительстве церквей, подобных нашей березической, они успешно трудились при возведении других сельских и монастырских церковных построек: в Матчино и Перестряж (1849), Волосово (1853), в Оптино и др. местах.
Несомненно, что все земляные и некоторые другие работы, не требовавшие специальной квалификации, бесплатно выполнялись руками березических мужиков и баб.
Кирпич для строительства, вероятнее всего, производился в Березичах (кирпичный заводик исправно работал не одно десятилетие у р. Жиздры), или в Оптино, где в то время был крупный кирпичный завод, Другие материалы в основном тоже были местными, например белый камень, шедший на строительство фундамента, брали под Ленивым. Исключение составляли только некоторые отделочные материалы, за счет которых внутреннее убранство храма получило особую красоту. Это красивые кафельные плитки, которыми был покрыт пол, да кованные металлические решетки.
Последняя деталь. Если закладка церкви не всегда совпадала с днем покровителя церкви, то вот освящение храма - обязательно. Именно в один из дней праздника Николы и была освящена церковь села Березичи, скорее всего, 22 декабря (Никола-зимний), Храм получился массивным. Его длина (с колокольней) более 40, а ширина 13 метров. Высота колокольни около 30 метров. Храм как-то сразу плотно сел на холме, покрыв его значительную часть. Но, несмотря на всю кажущуюся простоту, в нем чувствуется душа без сомнения талантливого архитектора, который так органично вписал церковную постройку в местный ландшафт. Для просторов, которые открываются вокруг, и одновременно для уважительного отношения со стороны зрителей, издали взирающих на него, может быть и нужен был именно такой, чуть грузноватый храм.
На многие вопросы нужно найти сегодня ответы:
когда, как и какой колокол был торжественно, с подобающими мерами предосторожности поднят на колокольню и кто был его дарителем; кто и когда освятил кресты, воздвигнутые на свои места, ведь по традиции это был очень торжественный обряд, при котором должен был присутствовать архитектор и рабочие люди. Вся деревня собиралась тогда у церковных стен?
Нуждаются в установлении и другие исторические факты: кто проектировал внутреннюю роспись стен и сводов церкви; когда и кем производилась и делалась ли вообще реставрация настенной живописи, наконец, каковы были её основные сюжеты? Наконец, есть и еще один вопрос. Известно, а об этом поведал все тот же вышеназванный Н.И. Рошефор, что в нашей церкви использовалось в службе Евангелие, напечатанное еще при патриархе Иоакиме (1685г.). Какова судьба этой священной книги, кто был вкладчиком, где она сейчас?
Все эти, а также многие другие вопросы ждут исследования. Но кое-что нам известно уже сегодня.
После смерти храмоздателя Александра Петровича Оболенского, с 1856 года заботу о каменном храме села взял на себя его старший сын князь Дмитрий Александрович Оболенский (16.10.1822-22.11.1881).
Выдающийся юрист и государственный деятель: председатель Петербургской палаты гражданского суда (с 1851г.), статс-секретарь Его Величества (с 1858г.), директор Департамента таможенных сборов (с 1863г.), товарищ министра государственных имуществ (с 1870г.), член Государственного (с 1872г.), действительный тайный советник. Меценат, автор литературных страниц в сельской истории. Обосновался здесь основательно. Жил в своей усадьбе на селе среди фруктового сада на высоком месте, почти у самой церкви. Его гостями здесь были многие. Толстой и Рубинштейн наведывались к помещику Оболенскому по его настоянию. Не исключено, что и бывали в нашем храме, но свидетельств тому не оставили.
Для князя Д.А. Оболенского Березичи стали своего рода «творческой лабораторией», где он разрабатывал и проверял свои идеи, которые проложили путь известному Манифесту 1861 года, отменившему крепостное право и давшему волю крестьянам. Князь стоял у истоков создания Манифеста и одновременно являлся автором замечательных личных дневников, где помногу раз упоминаются многие детали из жизни нашего села, прихожан церкви свт. Николая Чудотворца. Кстати, сколько прихожан насчитывалось в разные годы? Об этом можно приблизительно судить по численности населения села. Вот эти цифры; 1780г. - 279; 1786г. - 300; 1810г. - 350; 1825г. - 440; 1901г.- 1140; 1914г. - 1500 чел.
В период жизни и «сельской» деятельности Дмитрия Оболенского в Березичах не только были возведены несколько казенных кирпичных жилых зданий, сохранившихся до сих пор, но и небольшой кирпичный домик, в котором затем долгие годы действовала школа. Сначала церковно-приходская, ас 60-х годов XIX века земская с трех или четырех летним сроком обучения. Одним из первых ее наставников был причетник, т.е. дьячок Смирнов, который за обучение 38 березических мальчиков получал в год 50 рублей жалованья, да 20 рублей наградных.
После смерти князя Дмитрия Оболенского забота о храме на непродолжительное время легла на плечи его брата Юрия Александровича Оболенского (1825-1890), который был председателем Московской казенной палаты (с 1863г.), членом совета министра финансов (с!876г.), действительным статским советником.
Затем заботу о храме взял на себя сын Дмитрия Александровича Алексей Дмитриевич Оболенский (24.11.1855-1932).
Управляющий Государственным Дворянским банком, товарищ министра внутренних дел, а затем товарищ министра финансов, ближайший сподвижник гр. С.Ю. Витте, шталмейстер и сенатор (с 1901г.), член Государственного совета (с 1905г.), тайный советник, обер-прокурор Святейшего Синода.
Он стал последним владельцем Березич (с 1881г.) и был уже не помещиком, а фабрикантом-заводчиком, основателем (1912г.) и хозяином Стекольного завода, создателем прекрасного усадебного комплекса на высоком берегу Жиздры.
Это был активный участник всех уездных козельских дел. Он не только построил в Березичах стекольный завод, но и больницу, идеи, которые проложили путь известному Манифесту 1861 года, отменившему крепостное право и давшему волю крестьянам. Князь стоял у истоков создания Манифеста и одновременно являлся автором замечательных личных дневников, где помногу раз упоминаются многие детали из жизни нашего села, прихожан церкви свт. Николая Чудотворца.
Кстати, сколько прихожан насчитывалось в разные годы? Об этом можно приблизительно судить по численности населения села. Вот эти цифры; 1780г. - 279; 1786г. - 300; 1810г. - 350; 1825г. - 440; 1901г.- 1140; 1914г. - 1500 чел.
В период жизни и «сельской» деятельности Дмитрия Оболенского в Березичах не только были возведены несколько казенных кирпичных жилых зданий, сохранившихся до сих пор, но и небольшой кирпичный домик, в котором затем долгие годы действовала школа. Сначала церковно-приходская, ас 60-х годов XIX века земская с трех или четырех летним сроком обучения. Одним из первых ее наставников был причетник, т.е. дьячок Смирнов, который за обучение 38 березических мальчиков получал в год 50 рублей жалованья, да 20 рублей наградных.
После смерти князя Дмитрия Оболенского забота о храме на непродолжительное время легла на плечи его брата Юрия Александровича Оболенского (1825-1890), который был председателем Московской казенной палаты (с 1863г.), членом совета министра финансов (с!876г.), действительным статским советником.
Затем заботу о храме взял на себя сын Дмитрия Александровича Алексей Дмитриевич Оболенский (24.11.1855-1932).
Управляющий Государственным Дворянским банком, товарищ министра внутренних дел, а затем товарищ министра финансов, ближайший сподвижник гр. С.Ю. Витте, шталмейстер и сенатор (с 1901г.), член Государственного совета (с 1905г.), тайный советник, обер-прокурор Святейшего Синода.
Он стал последним владельцем Березич (с 1881г.) и был уже не помещиком, а фабрикантом-заводчиком, основателем (1912г.) и хозяином Стекольного завода, создателем прекрасного усадебного комплекса на высоком берегу Жиздры.
Это был активный участник всех уездных козельских дел. Он не только построил в Березичах стекольный завод, но и больницу, школу, проложил через поле дорогу. Дом князя Оболенского на лесном пригорке за рекой - там была его усадьба.
Достойный своего времени государственный муж активно участвовал и в жизни уезда и как никто другой был связан с Козельском. Здесь в 1880 году он начал службу по выборам дворянства. Двенадцать лет подряд князь являлся Козельским предводителем дворянства. А.Д. Оболенский избирался почётным мировым судьей, председателем съезда мировых судей. Об истории храма во времена князя А.Д Оболенского известны лишь некоторые подробности.
Например то, что во второй половине XIX века березическая Никольская церковь, вместе с Предтеченской в Губино и Покровской в селе Хозцах, вошла в Березическо-Губинский приход. Он, в свою очередь, был отнесён к XIII округу Калужской епархии. Благочинным над сельскими церквями Козельской Благовещенской церкви был в то время Василий Степанович Покровский.
Как сложилась судьба детей князя Алексея Дмитриевича Оболенского? За границей, вдали от Березич, где любили бывать все вместе, нашли успокоение, дети князя: Дмитрий, Николай, Анна. Каждый из них прожил свою жизнь вдали от березической Никольской церкви, где бывали прежде. Биографии каждого из этих людей по своему трагичны. Дмитрий Алексеевич (1894-1945). В Березичах долгие годы помнили Митю. Он был офицером-кавалеристом в первую империалистическую войну. За принадлежность к русским замучен фашистами в Дрездене. Николай Алексеевич (1896-1978). Умер в Вашингтоне. В Березичах ещё не забыли высокого темноволосого юношу.
Анна Алексеевна (1898-1973). Умерла в Швеции.
Дарья Алексеевна (р. 1908). В селе ее помнили как Долли Оболенскую. За границей в семидесятые годы прошлого столетия она жила в Баварии. Не знаю, жива ли сегодня Дарья, родившаяся в Березичах, где видимо и крещена была в сельской церкви.
Многие из Оболенских, связанных с козельской землей, покоятся неподалёку от столицы Швеции на одном из лесных кладбищ. Только судя по большой любви к нашему селу и его людям, постоянной заботе о храме в Березичах, быть может желали они лежать на погосте у его стен. Не судьба.
Это о них сказала когда-то Анна Ахматова: «А в Оптиной мне больше не бывать...». В этом горькой строке вздох всех, кто сознавал каким редким, неоценимым духовным сокровищем было тихое козельское местечко с церковью в честь свт. Николая Чудотворца, что совсем недалеко от Оптиной пустыни.
8 октября 1941 года в город Козельск, как и во многие деревни и села, в том числе и в Березичи, вошли фашистские войска. Наш район оказался в тылу 4А и 2ТА немецко-фашистских войск группы армий "Центр". 6 из 73 дивизии немцев решали в огромном по площади районе задачи по охране тыла своих войск, прорвавшихся через Калугу под Москву. Козельск и пригородные села немцы обороняли частями 216 и 296 пехотных дивизий по рубежу реки Жиздра.
Немцы пробыли под Козельском недолго. Оккупация продолжалась 81 день, то есть почти 3 месяца.
О времени нахождения немцев в Березичах известно следующее.
Первый и последующий факты имеют прямое отношение к нашей Никольской церкви.
В связи с тем, что храм еще до войны был закрыт, то большинство икон, а также церковной утвари было расхищено и оказалось в домах бывших прихожан. Отношение у людей к святым для каждого человека предметам, будь то иконы или другие какие вещи из храма, было разным. Многие иконы бережно сохранялись. Рассказывают, что во время непродолжительной немецкой оккупации какой-то бывший священник вышел из окружения и остановился в Березичах. Имя и дальнейшая судьба этого священника не известны.
При его участии, во время германской оккупации, наша церковь была открыта и в ней была организована служба. Небольшая группа прихожан сумела в короткое время собрать по селу многое из церковного имущества, разобранного в 1931 году, когда была закрыта церковь. Активно участвовал в сборе икон, утвари и церковной одежды селянин Кирилл Нестерович ЛАВРУШИН.
Второй факт. По решению Синода в церквях, даже находящихся на временно оккупированной территории, было запрещено вести какие-либо моления в пользу немцев. В те месяцы и в березическом храме творилась молитва только о спасении России. Были в ней такие слова: «Отступившим от Тебе, Господи, и Тебе не ищущим явлен буди, во еще не единому от них погибнути, но всем спастися и в разум истины прийти...».
Третий факт заключается в том, что фашисты в селе Березичах не зверствовали, как это было в заречных деревнях и селах, где они держали оборону до 1943 года. Немцы были на постое во многих домах, конечно же, использовали рабочую силу и продукты селян, искали оружие. Бурмистром на Стекольном заводе немцы назначили некоего Сорокина, старостой - Пашкина. Немцы пытались запустить заводское производство, заставили восстановить мельницу и организовали заготовку дров. Только ничего путного у фашистов не получилось.30 ноября 1941 года наши партизаны сумели взорвать одну из печей на заводе и расстреляли старосту. Немцы отомстили партизанам. Была расстреляна семья заводчан Маршуновых и комсомолец Владимир Зайцев. Только от этого не стало фашистам спокойнее на березической земле. С тех пор сам бурмистр, солдаты и офицеры не могли появляться в ночное время вне стен казарм и домов, где они были на постое, вообще не заходили в лес (Подробности о пребывании немцев на Стекольном заводе можно узнать из очерков технолога Березического Стекольного завода А.С. Бодунова, которые публиковались в газете «ВПЕРЕД» в мае 1987 года).
Так угодно было Богу, чтобы не дать процветать любой безбожной власти, в том числе и у нас в Березичах. Именно эта глубокая потаенная вера хранилась в молитвах, которые читались в Никольском храме села Березичи в дни грозных испытаний осенью-зимой 1941 года. Вера помогла выдержать прихожанам все ниспосланные испытания. 27 декабря 1941 года в ходе Белевско-Козельской операции (20.12.1941-3.01.42г.) кавалерийская группа генерала Белова вышла к Козельску и вела бой за город весь день. К 23 часам 28 декабря 1941 года наши войска ворвалась в город, а затем, захватив большие трофеи, начали преследовать немцев на направлении Козельск-Сухиничи.
Действия конницы Белова (гвардейской кавалерийской дивизии под командованием генерал-майора Н.С. Осликовского), громившего немецких фашистов, осложнялись метелью и снегопадом, немецкая авиация активно поддерживала обороняющиеся войска. Рассказывают, что на колокольне нашей церкви находился немецкий пулеметный расчет, обстреливавший подступы к Березичам, но был уничтожен огнем наши пулеметчиков и артиллеристов. Хотя при этом серьезно пострадали стены храма. Следы от попадания пуль и осколков снарядов по сей день можно видеть на кирпичной кладке церковных стен. Главный урон стенам храма нанесли наступающии передовуе части немцев в сентябре-октябре 1941 г. В то время на колокольне располагался наш пулеметный расчет. Немцы усиленно обстреливали церковь, здания имения Оболенского. Расчеты фашистов, ведущих обстрел, располагались ув селе Губино. Огонь велся из минометов и артилерии.
28 декабря 1941 года село Березичи было освобождено от немецко-фашистских войск, которые спешно бежали за Жиздру, где в Ульяновском районе до 1943 года держали оборону против наших войск. В ходе боев за освобождение Ульяновского района летом 1943 года, особенно у заречных деревень и сел Волконское, Чернышино, Киреевское, Алешня, Славышино, погибло немало молодых солдат, призванных из Березич. Очень много было убито их на полях у деревень Дретово и Кричина.
Вечная Слава всем им, прихожанам нашей Никольской церкви. Расположено село на левой стороне реки Жиздры в 4 верстах от Козельска. Поселение это известно с глубокой древности, в начале 18 века принадлежало Я.А. Брюсу, после 1780 года перешло к Чичериным. В 1782 году принадлежало Анне Васильевне Чичериной. С 1825 по 1829 гг. имением владел В.Л. Пушкин (дядя А.С. Пушкина), который получил Березичи в наследство от В.В. Чичериной и продал его калужскому губернатору князю А.П. Оболенскому. В 1875 году на берегу реки Жиздры была выстроена новая усадьба. В имении Оболенских гостили Л.И. Толстой, Н.Г. Рубинштейн, Н.Н. Страхов. Оболенские владели имением до 1918 года.
Березичи входили в состав Дешовской волости Козельского уезда, сейчас село относится к Дешовскому сельсовету Козельского района. В 1859 году в селе было 80 дворов, 340 мужчин и 330 женщин, к 1903 году население увеличилось до 526 мужчин и 508 женщин. В 1914 году населения 1447 человек, 709 мужчин и 738 женщин. В «Ведомости о церкви Николаевской Козельского уезда Калужской епархии в селе Березичи» за 1915 и 1916 годы сказано, что церковь была каменная, в одной связи с каменной колокольней, покрыта железом. Обнесена каменной оградой, выбелена известью, внутри оштукатурена и окрашена масляной краской. Длина церкви с колокольней 19 сажень, ширина 18 аршин, высота карниза 10 аршин, дверей - 3, внутренних - 4, печей -1, окон - 16.
Церковь была однопрестольная - во имя свт. Николая Чудотворца. Была в селе и каменная часовня над местом, где находился алтарь прежней церкви. В церковной библиотеке находилось 35 экземпляров книг. Земская школа в селе Березичи была открыта в 1866 году. В 1915 году в ней обучалось 75 мальчиков и 24 девочки.
В приход церкви кроме 200 хозяйств в Березичах еще входили 16 домов Дмитриевского хутора, находящегося в 5 верстах от села. Прихожан в 1915 году было 787 мужчин и 854 женщины.
Из причта состояли в штате священник и псаломщик.
В 1915 году священнику Николаю Александровичу Воронцову было 77 лет. В 1866 г. он окончил курс семинарии с аттестатом 3 разряда и был определен в дьяконы к церкви села Березичи. В 1884 году был священником в церкви селаХозцы. С 1888 г. состоял священником в селе Березичи. Имел серебряную медаль в память императора Александра 111-го, в 1912 году был награжден орденом св. Анны III степени, в 1913 году получил бронзовую медаль в память 300-летия царствования дома Романовых. 4 мая 1915 года был награжден саном протоиерея. Двое его сыновей тоже стали священниками: Александр, 1869 года рождения, в селе Фроловское; Василий, 1872 года рождения, в селе Матчино Козельского уезда.
Псаломщиком в сане дьякона в 1915 году был 39-летний Павел Михайлович Лазаревский. С 1890-й по 1895-й года он был послушником в Мещовском Георгиевском монастыре. В 1903 году переведен в церковь села Березичи на псаломническую службу. В 1908 году рукоположен во дьякона на псаломнической вакансии. Имел бронзовую медаль в память 300-летия дома Романовых.
В «Метрической книге» этой церкви за 1918 год записи вели те же протоиерей Николай Воронцов и псаломщик-дьякон Павел Лазаревский. С 1908 года церковным старостой был 54-летний князь Алексей Дмитриевич Оболенский, член Государственного Совета. В «Ведомости о церковном старосте» есть запись: «Пожертвовано в пользу церкви в 1911 году один вагон цемента и других потребностей для ремонта церкви на сумму 500 рублей».
Имеется небольшое озеро в селе, называемое в народе «Святым». На праздники Николая Чудотворца устраивался заказной молебен, крестный ход и совершались таинства Водоосвящения. Престольные праздники - Никола вешний (22 мая), Никола зимний (19 декабря). Ближайшие церкви: на юге Покровская в селе Хозцы в 5 верстах, на северо-западе Предтеченская в селе Губино в 5 верстах. Закрыта церковь была в 1931 г.
Зимой при немецких властях в 1941 г. храм открыли для Богослужений. Небольшая группа прихожан сумела в короткое время собрать по селу многое из церковного имущества. Активно участвовал в сборе икон, утвари и церковной одежды Кирилл Нестерович Лаврушин. По решению Святого Синода было тогда запрещено вести какие-либо моления в пользу немцев. В те месяцы в березичском храме творилась молитва только о спасении России. Сразу после освобождения села от немецких войск службы прекратились. До 70-х годов церковь использовали как склад химических удобрений.
Храм передан Калужской епархии 26 декабря 1990 года. Первым священником во вновь открытом храме был иерей Сергий Мишуков. С 1998г. - настоятель протоиерей Павел Морозов. Сейчас храм реставрируется. Иконостас зимнего предела создании пожертвован храму
иконописной мастерской «КАНОНЪ»
 
http://www.kozelsk.ru/relig/5.htm


2007 г.


2007 г.


2007 г.
 


2007 г.


2007 г.